Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу n А29-11021/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

01 апреля 2009 года

Дело № А29-11021/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.   

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при отсутствии в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 по делу          № А29-11021/2008, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,

по заявлению Отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комимяспром»,

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Отдел государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее заявитель, административный орган, СЗМТУ Ростехрегулирования) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Комимяспром" (далее – Общество, ООО «Комимяспром», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 в привлечении Общества к административной ответственности отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнения требований по жалобе, просит решение суда первой инстанции  отменить, удовлетворить требования заявителя о привлечении Общества к административной ответственности. 

СЗМТУ Ростехрегулирования указывает на наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

Заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении от 22.12.2008 № 40 составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Уведомление от 19.12.2008 исходный № 5/680 заявитель считает надлежащим уведомлением Общества о времени и месте составления протокола.

В обоснование указанных доводов заявитель указывает, что Общество уведомлялось о возбуждении административного расследования и составлении протокола неоднократно, Обществу была обеспечена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В частности, 10.12.2008 директору Общества объявлено о необходимости прибыть для подписания документов 11.12.2008 в 9-00; 11.12.2008 уведомление исходящий № 5/650 о времени и месте составления протокола направлено по факсу; 12.12.2008 документы для ознакомления и уведомление о месте и времени составления протокола исходящий № 5/653 направлены заказным письмом с уведомлением, которое вернулось обратно в связи с отказом от получения; 17.12.2008 уведомление о времени и месте составления протокола исходящий № 5/666 отправлено факсом, принято в 9-52 Долинской; 17.12.2008 уведомление о времени и месте составления протокола исходящий № 5/666а отправлено факсом, принято в 13-14; 18.12.2008 отправлено уведомление исходящий № 5/677 о времени и месте составления протокола факсом, принято 17-36; 19.12.2008 уведомление о месте и времени составления протокола  исходящий № 5/680 сдано в канцелярию Общества, принято и зарегистрировано Долинской Л.А., о чем имеется запись на уведомлении.

Также заявитель считает, что и без учета внесенной в уведомление от 19.12.2008 дополнительной записи о составлении протокола по статье 19.19 КоАП РФ, Общество было надлежащим образом уведомлено о возбуждении административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ, поскольку 12.12.2008 документы были направлены Обществу по почте.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения СЗМТУ Ростехрегулирования от 05.12.2008 № 80 (т.1 л.д. 44) в период с 09.12.2008 по 22.12.2008 заявителем проведена проверка соблюдения Обществом  обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации при изготовлении и  реализации (поставке) мясных изделий.

В ходе проверки должностными лицами заявителя были обнаружены факты нарушения Обществом обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации при производстве и реализации мясной продукции, в том числе:

- Государственного стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» пункт 4.2, Государственного стандарта ГОСТ Р 52196-2003 «Изделия колбасные вареные. Технические условия» пункт 4.4,7 - у изделий колбасных вареных на маркировке указана недостоверная информация об условиях хранения продукции, этикетки на продукцию промаркированы знаком соответствия РСТ АЯ63 – срок действия сертификата закончен 29.11.2008, нарушены условия хранения в камере готовой продукции;       

- Государственного стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» пункт 4.2 и Технических условий ТУ 9213-099-01597945-06 «Колбасы полукопченые. Технические условия» пункты 7.2, 2 - у колбасы полукопченой «Казинская» 1 сорт в маркировке указана недостоверная информация об условиях ее хранения, не промаркирована знаком соответствия, этикетки на эту продукцию промаркированы знаком соответствия добровольной сертификации, нарушены условия хранения;

-  Государственного стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» пункт 4.2 и Государственного стандарта ГОСТ Р 18236-85 «Продукты из свинины вареные. Технические условия» пункт 5.12 - у свинины прессованной охлажденной, высший сорт, в маркировке указана недостоверная информация об условиях ее хранения, нарушены условия хранения в камере готовой продукции;

- правил обязательной сертификации - изделия колбасные вареные реализуются без сертификата соответствия, колбаса полукопченая «Казинская» - без указания в маркировке знака соответствия РСТ.

Результаты проведенных контрольных мероприятий зафиксированы в акте проверки от 09.12.2008-17.12.2008 года № 5/80-(80) (т.1 л.д. 13). В ходе проверки составлены акты отбора образцов от 10.12.2008 № 1 и № 2; протоколы технического осмотра от 10.12.2008 № 1 и № 2 и протокол ареста от 10.12.2008.

Усмотрев наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ  административный орган 10.12.2008 вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1 л.д.23).

По факту выявленного административного правонарушения 22.12.2008 в отсутствии законного представителя Общества, заявителем составлен протокол об административном правонарушении № 40 (т.1 л.д.10). В протоколе об административном правонарушении указывается на нарушение Обществом пункта 1 статьи 46, пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», что квалифицировано административным органом как административное правонарушение, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 202-204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и статей 23.1 и 28.8  КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по статье 19.19 КоАП РФ (части 1, 2).

Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в привлечении Общества к административной ответственности, исходил из того, что протокол об административном правонарушении от 22.12.2008 №40 составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в связи с чем не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Продукция, на которую в соответствии с протоколом ареста от 10.12.2008 наложен арест, возвращена Обществу во исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 28.2 КоАП РФ определены требования, предъявляемые к составлению протокола о совершении административного правонарушения; данные  требования  продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола под расписку вручается законному представителю юридического лица; в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1), копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Между тем,  соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ может  быть  достигнуто не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, но также и в его отсутствие при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 22.12.2008 составлен в отсутствие законного представителя Общества.

Доказательств, подтверждающих факт надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола, материалы дела не содержат.

Так, в материалы дела представлено уведомление от 19.12.2008 исходный № 5/680

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу n А82-13786/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также