Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу n А17-1289/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 26 ноября 2015 года Дело № А17-1289/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Немчаниновой М.В., судей Хоровой Т.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю., без участия в судебном заседании представителей сторон рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 по делу № А17-1289/2015, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В., по иску Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (ИНН: 3729011567, ОГРН: 1033700055620) к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Савинская центральная районная больница» (ИНН: 3722002186, ОГРН: 1023701650092) о взыскании 1 961 096 рублей 23 копеек, установил:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Савинская центральная районная больница» (далее – ОБУЗ «Савинская центральная районная больница», Больница, ответчик) о взыскании 1 961 096 рублей 23 копеек, в том числе средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 411 399 рублей 30 копеек, штраф в размере 32 897 рублей, пени в размере 516 799 рублей 93 копеек. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 Фонду в удовлетворении исковых требований отказано. Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Фонд не наделен полномочиями на предъявление в суд исков о взыскании нецелевого использования. Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095, Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановление Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, Фонд указывает, что имеет полномочия на предъявление исков в суд к медицинской организации. ОБУЗ «Савинская центральная районная больница» отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18 ноября 2015 года до 08 часов 10 минут. Стороны о времени и месте судебного заседания и об объявлении в нем перерыва извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, Больница явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Фондом была проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в ОБУЗ «Савинская центральная районная больница» за период с 01.01.2009 по 31.03.2011. В ходе проверки Фондом выявлено нецелевое использование денежных средств. Результаты проверки отражены в акте от 28.04.2011. Ответчику предложено в течение 10 дней вернуть денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 1 411 399 рублей 30 копеек, а также Больнице начислен штраф на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (т. 1 л.д. 14-29). 09.09.2011 в адрес Больницы направлено требование об уплате нецелевого использования средств ОМС по акту проверки от 28.04.2011, а также штрафа в сумме 32 897 рублей и пени в сумме 904 рублей 67 копеек, начисленные за период с 16.05.2011 по 23.08.2011 (т. 1 л.д. 42-43). В дальнейшем ответчику начислялись пени за несвоевременный возврат суммы нецелевого использования средств ОМС. На основании требования от 10.02.2015 ответчику начислены пени в размере 516 799 рублей 93 копейки (т.1 л.д. 44-45). Денежные средства в размере 1 411 399 рублей 30 копеек, 32 897 рублей штраф и 516 799 рублей 93 копейки пени, ответчиком не перечислены, что явилось основанием для обращения Фонда с настоящим иском в суд. Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и исходил из того, что названными нормативными актами не предусмотрено право Фонда предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Рассмотрев материалы дела, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Из содержания пунктов 27, 29, 30 «Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование. При этом право Фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонд и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что является неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда права предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Согласно положениям статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Как следует из материалов дела, согласно пункту 4.2 раздела 4 Приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30.12.2010 № 493-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2011 год» (далее - Программа на 2011 год) тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включали расходы в муниципальных учреждениях здравоохранения на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока). Фондом установлено, что за проверяемый период с 01.01.2009 по 31.03.2011 Больницей произведен перерасход по статье 211 «Заработная плата» на сумму 719 199 рублей 28 копеек, по статье 213 «Начисления на оплату труда» на сумму 116 956 рублей 79 копеек и по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части мягкого инвентаря на сумму 183 767 рублей 34 копеек. Всего на общую сумму 1 019 923 рубля 41 копейка. ОБУЗ «Савинская ЦРБ» за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 денежные средства, полученные от сотрудников за питание (статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») расходовались на выплату заработной платы (по статья 211 «Заработная плата»). Сумма нецелевого использования денежных средств ОМС составила 21 804 рубля 53 копейки. В 2009 году за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части медикаментов ОБУЗ «Савинская ЦРБ» приобретались молочные смеси, которые должны приобретаться за счет продуктов питания (код 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») всего на общую сумму 4 543 рубля 94 копейки. В 2009 и 2010 годах Больницей за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части медикаментов приобретались хозяйственный инвентарь и оборудование, которые должны приобретаться за счет бюджетных средств на общую сумму 7 491 рубль. В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н, от 30.12.2009 № 150н и от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (действовали в спорный период) оплата банковских комиссионных - за снятие наличности, перечисление денежных средств со счета клиента, использование АКС «Клиент-банк» относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты». В соответствии с пунктом 4.2 Программ за 2009, 2010 и 2011 годы, за счет средств ОМС не обеспечивается финансирование медицинских организаций по указанному выше виду расходов. Кроме того, статьёй 23 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается. Обязательное медицинское страхование в соответствии с положениями данного Федерального закона является составной частью обязательного социального страхования. В период с 01.01.2009 по 31.03.2011 ОБУЗ «Савинская ЦРБ» были оплачены комиссионные за банковские услуги на общую сумму 321 994 рубля 55 копеек. Согласно подпункта 4 пункта 3.8 раздела 3 Программ 2009 и 2010 годы мероприятия по медицинскому обследованию граждан, осуществляемые муниципальными учреждениями здравоохранения по направлению военных комиссариатов при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу n А28-4882/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|