Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу n А31-2560/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, ã. Êèðîâ, óë. Õëûíîâñêàÿ, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 марта 2009 года

Дело № А31-2560/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.     

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе: председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании представителей заявителя Зиновьевой М.П. по доверенности от 28.07.2008, Паршиной Е.С. по доверенности от 28.07.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство»  

на  решение  Арбитражного  суда  Костромской  области  от  14.11.2008  по  делу № А31-2560/2008, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство»     

к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы, администрации города Костромы,

о признании решения незаконным,    

            

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство» (далее – заявитель, Общество, ООО «Подсобное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее – Департамент) об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 53454,74 кв.м., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1, и обязании Департамента заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.

Определением от 05.08.2008 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Костромы (далее – Администрация) и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы (далее – Комитет).

Решением суда первой инстанции от 14.11.2008 в удовлетворении требований Общества отказано.

Не согласившись с данным решением, ООО «Подсобное хозяйство» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и неправильное применение норм материального права, просит решение от 14.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.

По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в г.Костроме генерального плана, утвержденного в установленном законом порядке. Решение Исполнительного комитета Костромского  областного Совета народных депутатов от 31.03.1989 № 68 «О проекте генерального плана города Костромы» и решение Исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 № 634 «Об утверждении проекта детальной планировки Ленинского района» не могут быть признаны действующей градостроительной документацией, поскольку решение Костромского областного Совета народных депутатов об утверждении по согласованию с Госкомархстроем РСФСР генерального плана, разработанного в 1988 году, не представлено, а проект детальной планировки мог быть разработан только на основании утвержденного генерального плана поселения. Также отсутствие утвержденного генерального плана г.Костромы подтверждается письмом председателя Думы г.Костромы от 22.10.2008 № 01-04/1140.

Кроме того, заявитель полагает, что вышеназванный проект детальной планировки не мог быть разработан на основании генерального плана г.Костромы, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 № 339, так как на момент принятия Исполнительным комитетом Костромского городского районного Совета народных депутатов решения от 25.07.1991 № 634 об утверждении проекта детальной планировки указанный генеральный план утратил силу в связи с вступлением в силу Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов ВСН 38-82, утвержденной приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 № 379 (далее – Инструкция 1982 года), сократившей срок действия генеральных планов с 25 – 30 лет до 20 лет.

В связи с этим ООО «Подсобное хозяйство» считает недоказанным вывод суда о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне города. В то же время документы, представленные Обществом, подтверждают факт включения данного участка в состав земель сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. Изменение целевого назначения земельного участка в установленном порядке не осуществлялось.

Также ООО «Подсобное хозяйство» указывает на отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в  предоставлении земельного участка в собственность. Норма пункта 14 постановления Администрации от 19.05.2008 № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы» о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства и огородничества только в аренду на срок до одного года противоречит ЗК РФ.   

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы Общества

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу оценивает доводы Общества как необоснованные, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, полагает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах производственно-коммунальной зоны подтверждается материалами дела: генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района г. Костромы.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 26.02.2008 до 05.03.2008.

Департамент, Администрация и Комитет явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела и перерыве в судебном заседании извещены надлежащим образом. Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Общество, надлежащим образом извещенное о перерыве в судебном заседании, явку своих представителей в апелляционный суд 05.03.2008 не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Подсобное хозяйство» является собственником зданий свинокомплекса общей площадью 761,8 кв.м. инв. № 1-2804, лит. Г, Г1, Г2, и кормохранилища общей площадью 382,3 кв.м. инв. № 1-2804, лит. В, расположенных по адресу: г.Кострома, ул. Запрудня, 1. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2004.

На основании постановления Администрации от 07.12.2005 № 3635 и договора аренды от 13.09.2006 № 1.6830.3 Обществу в аренду для использования в целях животноводства передан земельный участок из земель поселений площадью 53587,87 кв.м. по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. Срок аренды с 07.12.2005 до 07.11.2006. Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрена его автоматическая пролонгация на неопределенный срок.

11.09.2007 ООО «Подсобное хозяйство» обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2007 о предоставлении указанного земельного участка в собственность с целью использования его для животноводства.

26.12.2007 Комиссия по земельным вопросам на территории г.Костромы, учитывая намерения правообладателя земельного участка о перепрофилировании деятельности предприятия и соблюдении ограничений в использовании территории, частично входящей в прибрежную защитную полосу и водоохранную зону Горьковского водохранилища и реки Костромы, посчитала возможной подготовку положительного заключения по продаже в собственность земельного участка по ул. Запрудня, 1, для животноводства.

Письмом от 11.06.2008 № 1-11/781 Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Костромы в ответ на запрос Департамента сообщило, что действующим генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района в соответствии с функциональным зонированием территории города для размещения объектов животноводства определены территории сельскохозяйственных угодий. Согласно указанной градостроительной документации земельный участок по ул. Запрудня, 1, расположен в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.

Принимая во внимание названное письмо, Департамент письмом от 16.06.2008 № 4271/з проинформировал Общество об отсутствии оснований для предоставления вышеназванного земельного участка в собственность для животноводства.

Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований ООО «Подсобное хозяйство», суд первой инстанции исходил из того, что согласно генеральному плану г.Костромы, проекту детальной планировки Ленинского района и ситуационному плану города испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах производственно-коммунальной зоны, в которой размещено предприятие – судоверфь им. Комсомольской правды, III класса вредности с санитарно-защитной зоной 300 метров. Поэтому он не может быть предоставлен в собственность ООО «Подсобное хозяйство» для целей животноводства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.

Наличие у ООО «Подсобное хозяйство» права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.10.2004 серия 44-АА № 266117 и № 266118 (т. 1 л.д. 30 - 31).

Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления этих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего кодекса в месячный срок со дня поступления соответствующего заявления. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 № 62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы», постановлению администрации Костромской области от 19.05.2008 № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы», распоряжение земельными участками, расположенными на территории г.Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, в том числе принятие решения по вопросу о предоставлении их для строительства, осуществляется Департаментом. 

Как следует из письма Департамента от 16.06.2008 № 4271/з (т. 1 л.д. 71), основанием для отказа в предоставлении Обществу в собственность земельного участка для животноводства является нахождение данного участка в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется при проведении территориального планирования.

Часть 1 статьи 18 ГрК РФ относит генеральный план к документам территориального планирования.

Генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), на которых, в частности, отображаются границы земель различных категорий (части 4, 6 статьи 23 ГрК РФ). Также необходимость отражения на генеральном плане территориальных функциональных зон была предусмотрена пунктом 3.8 Инструкции 1982 года, разделом 2 Инструкций по составлению проектов планировки и застройки городов СН 345-66, утвержденной Госстроем СССР 23.03.1966 (далее – Инструкция 1966 года).

Уточнение планировочной структуры поселения осуществляется

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу n А82-11264/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также