Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу n А17-2641/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

30 сентября 2015 года

Дело № А17-2641/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.           

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмановой К.Г.

без участия сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая компания жилищного хозяйства №1»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2015

по делу № А17-2641/2015, принятое судом в составе судьи Тимошкина К. А.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Управляющая компания жилищного хозяйства №1» (ОГРН 1133702024356; ИНН 3702709957)

к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области

о признании недействительным предписания от 04.03.2015 № 7-р,

установил:

закрытое акционерное общество «Управляющая компания жилищного хозяйства № 1» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «УКЖХ № 1») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – ответчик, Служба, административный орган) от 04.03.2015 № 7-р.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2015 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным и отменено второе предложение пункта 3.1 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.   

Не согласившись с принятым судебным актом в той части, в которой в удовлетворении требований отказано, ЗАО «УКЖХ № 1» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов о неправомерности предписания заявитель, ссылаясь на положения статей 421, 422, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), отмечает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается; условия договора определяются по усмотрению сторон; договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования. При этом обращает внимание на отсутствие у Общества соответствующих энергопринимающих устройств, к которым можно производить присоединение сетей дома.

Заявитель отмечает, что договором управления многоквартирного дома № 211 по ул. Лежневская г.Иваново не возложена на заявителя прямая обязанность предоставлять жителям дома коммунальные услуги (в том числе электроснабжение). ЗАО «УКЖХ № 1» отмечает, что оно не предоставляет жителям спорного многоквартирного дома коммунальные услуги по электроснабжению, плату за указанную услугу не принимает, в связи с чем отсутствует обязательный признак оказания услуги – ее возмездность.

Общество отмечает, что действующим законодательством предусмотрена возможность заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между гражданами и ресурсоснабжающими организациями; к тому же вопрос о заключении договора при отказе или уклонении стороны, для которой заключение договора в силу закона является обязательным, решается в судебном порядке путем обращения в суд с требованием о понуждении контрагента заключить договор, однако со стороны ресурсоснабжающих организаций действия по обращению в суд с соответствующими требованиями предприняты не были; более того, к компетенции Службы понуждение проверяемого лица к заключению гражданско-правовых договоров не относится.

Заявитель в апелляционной жалобе считает, что  поскольку он не является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению и холодному водоснабжению в отношении спорного дома, то и платежные документы с указанием к оплате сумм за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, Общество неправе выставлять; требования подпункта  е(1)) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) не применимы. 

Служба в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы заявителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения  Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный жилой дом № 211 по улице Лежневской города Иваново находится в управлении ЗАО «УКЖХ № 1».

В период с 27.02.2015 по 04.03.2015 сотрудниками административного органа на основании приказа заместителя начальника Службы от 24.02.2015 №213 (том 1 л.д. 29-31) в целях проверки фактов, изложенных в обращении от 15.01.2015 № 54ж(15) по вопросу начисления платы за холодное водоснабжение и электроэнергию на общедомовые нужды, проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе указанной проверки было установлено, что Общество не заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления жителям спорного многоквартирного дома коммунальной услуги по электроснабжению и холодному водоснабжению; счета на оплату коммунальных услуг по электроснабжению и холодному водоснабжению (в том числе на общедомовые нужды) собственникам жилых помещений выставляют ресурсоснабжающие организации при отсутствии решения общего собрания собственников; не осуществляется снятие показаний индивидуальных приборов учета не реже 1 раза в 6 месяцев, что является нарушением требований части 7.1 статьи 155, частей 1, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов б, е(1)) пункта 31 Правил № 354. 

04.03.2015 по результатам проверки составлен акт № 7-р (том 1 л.д. 16-21).

04.03.2015 Службой выдано в адрес ЗАО «УКЖХ № 1» предписание №7-р со сроком исполнения до 01.05.2015: Обществу заключить договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов по электроэнергии и холодному водоснабжению потребителям дома 211 по ул. Лежневская города Иваново (пункт 1.1); по итогам заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов по электроэнергии и холодному водоснабжению потребителям многоквартирного дома Обществу направлять в адрес собственников помещений дома 211 по ул. Лежневская города Иваново платежные документы за коммунальные услуги по электроснабжению и холодному водоснабжению, в том числе на ОДН (пункт 2.1); провести проверку состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, факта их наличия или отсутствия, провести проверку достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (пункт 3.1). Представить в Службу информацию об исполнении подпунктов 1.1, 2.1 и 3.1 предписания.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ЗАО «УКЖХ № 1» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованиями о признании его недействительным (том 1 л.д.5-13).

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование частично, признал недействительным и отменил второе предложение пункта 3.1 оспариваемого предписания.   В удовлетворении остальной части требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий выдавшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, подтвержденных судом, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по проведению требуемых мероприятий.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность лиц, проживающих в многоквартирном доме, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.

При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

В силу пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу n А82-3469/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также