Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А82-4295/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 20 августа 2015 года Дело № А82-4295/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Чернигиной Т.В., судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С., при участии в судебном заседании представителей истца: Кузьмина А.Г., по удостоверению, ответчиков: Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области – Филипова О.В., по доверенности от 08.09.2014 №02-50/263, публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» – Чубарук А.С., по доверенности от 30.06.2015 № юр/15-105, некоммерческой организации Фонд «Энергоэффективность» – Нечаева С.В., по доверенности от 02.03.2015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2015 по делу № А82-4295/2014, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В., по иску Прокуратуры Ярославской области в интересах Ярославской области в лице уполномоченного органа Правительства Ярославской области (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917) к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, открытому акционерному обществу «Ярославская сбытовая компания», Некоммерческой организации Фонд «Энергоэффективность» (ИНН 7604052011; 7606052264; 7604066060, ОГРН 1027600684407; 1057601050011; 1047600406370) о признании соглашения недействительным и применении последствий недействительности сделок, у с т а н о в и л: Прокуратура Ярославской области в лице заместителя прокурора Ярославской области (далее – Прокуратура, истец, заявитель), действуя в интересах Ярославской области в лице уполномоченного органа Правительства Ярославской области, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент, ответчик 1), открытому акционерному обществу «Ярославская сбытовая компания» (далее – Компания, ответчик 2), Некоммерческой организации Фонд «Энергоэффективность» (далее – Фонд, ответчик 3) о признании соглашения № 13-СТ о финансировании мероприятий по энергосбережению (далее - Соглашение) и дополнительного соглашения к нему, заключенного Департаментом, Компанией и Фондом недействительными; применении последствий недействительности ничтожной сделки в следующем порядке: Фонду вернуть Компании денежные средства в сумме 20 000 000 руб., полученные в соответствии с соглашением от 27.02.2013 и дополнительным соглашением от 11.01.2013, а Департаменту при установлении Компании тарифов на очередной период регулирования принять меры в соответствии с законодательством по исключению из состава необходимой валовой выручки расходов на реализацию мероприятий по энергосбережению, включенных на 2013 год в состав затрат Компании, в сумме 47 000 000 руб. Правовым основанием заявленных требований истец указал статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ), пункты 8, 12, 25 Правил государственного регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, части 1, 7 статьи 25, статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении), пункт 65 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования). Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04 мая 2015 года в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с принятым решением, Прокуратура обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования истца удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что соглашение о финансировании мероприятий по энергосбережению от 27.02.2013 не является сделкой, в том смысле как это понимается в статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Денежные средства, передаваемые в Фонд, не являются целевыми и заложенными в тарифе Компании как направляемые на мероприятия по энергоснабжению. Вывод суда о том, что названные средства в соответствии с экспертным заключением Департамента от 29.12.2012 №1-62-э/сбн были предусмотрены в тарифе, как направляемые на энергоснабжение, не соответствует материалам дела. При заключении оспариваемого соглашения после установления тарифа для Компании на 2013 год в соответствии с приказом Департамента от 29.12.2012 №214-ээ/сбн ответчик 2 обязался перечислить денежные средства в Фонд в отсутствие обязанности, предусмотренной законом либо решением административного органа. Судом не принято во внимание, что в приложении №2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности» установлен ограниченный перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Региональная программа энергоснабжения, финансируемая ответчиком 3, указанных мероприятий не содержит. Собственная программа по энергоснабжению Компанией не разрабатывалась, мероприятия этой программы в региональную программу по энергоснабжению не включались, какие-либо соглашения об этом Департаментом и Компанией не заключались. При этом судом не учтено, что при отсутствии оснований для использования внебюджетных источников финансирования региональной программы в области энергоснабжения, подлежат применению положения пункта 65 части 2 статьи 26.3 Закон № 184-ФЗ. Применение последствий недействительности ничтожной сделки в виде исключения из состава необходимой валовой выручки расходов на реализацию программы в сумме 47 000 000 руб. является единственно возможным способом защиты. Компания в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что содержание соглашения о финансировании мероприятий по энергосбережению от 27.02.2013 не позволяет сделать вывод о том, что в результате его заключения у сторон возникают гражданские права и обязанности. Оспариваемое соглашение заключено сторонами не по их волеизъявлению и не с целью порождения каких-либо гражданских прав и обязанностей, а в силу принятия решения Департамента о включении денежных средств в состав необходимой валовой выручки. Обязанность Компании по передаче денежных средств в Фонд возникла до заключения соглашения в силу включения денежных средств в состав необходимой валовой выручки при утверждении сбытовой надбавки, что отразилось в приказе Департамента от 29.12.2012 №214-ээ/сбн. При этом указанный приказ и экспертное заключение не оспаривалось заявителем. Считает, что все доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию положений региональной программы «Энергоснабжение и повышение энергоэффективности в Ярославской области» на 2008-2013 годы и перспективу 2020 года», утвержденной постановлением администрации Ярославской области от 12.09.2007 №395-а, и нормативных актов регионального уровня, что не входит в предмет доказывания. Собственная программа по энергоснабжению была разработана Компанией и 16.04.2013 была направлена в Департамент. Положения части 2 статьи 26.3 Закон № 184-ФЗ не содержат запрета на привлечение внебюджетных средств для финансирования названных программ. Заявленные Прокуратурой последствия недействительности сделки не предусмотрены законом, в связи с чем исковые требования в данной части не соответствуют пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующему спорные отношения. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Сообщила о смене наименования открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» на публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль», представила соответствующие доказательства. Департамент и Фонд также считают обжалуемое решение законным и обоснованным просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Подробно позиции Департамента и Фонда изложены письменно. Правительство Ярославской области, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Правительства Ярославской области. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 04 мая 2015 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства. 27.02.2013 Компания (плательщик), Департамент и Фонд (получатель) заключили Соглашение в редакции дополнительного соглашения 2013 года, согласно пункту 1.1 которого его предметом является порядок взаимодействия сторон по выполнению мероприятий по энергосбережению в 2013 и в последующих годах в части исполнения обязательств плательщиком по перечислению денежных средств на проведение мероприятий областной целевой и муниципальной программ энергосбережения, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в тарифах, установленных приказом Департамента. Общая сумма перечислений, предусмотренных в тарифах плательщика на 2013 год, составляет 47 000 000 руб. От общей суммы плательщик 20 000 000 руб. перечисляет получателю, 27 000 000 руб. направляет на финансирование энергосберегающих проектов, включаемых в план мероприятий на 2013 год (пункт 1.2 Соглашения). Права и обязанности сторон согласованы в разделе 2 Соглашения. Соглашение заключено сторонами в соответствии с Законом об энергоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации № 1225 от 31.12.2009 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (с изменениями от 17.12.2010), законом Ярославской области № 33-з от 05.10.2011 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области», постановлением Администрации Ярославской области от 22.11.2006 № 300 «О реализации мероприятий по энергосбережению», постановлением Администрации Ярославской области № 395-а от 12.09.2007 «Об областной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ярославской области на 2008-2012 годы и перспективу до 2020 года (постановление Правительства Ярославской области № 505-п от 30.05.2012 «О внесении изменений в постановление Администрации Ярославской области № 395-а от 12.09.2012), постановлением правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.07.2007 № ППр-34-Ф/ЭС «О финансировании мероприятий по энергосбережению». Сбытовые надбавки Компании на 2013 год были установлены приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2012 № 214-ээ/сбн. Денежная сумма 47 000 000 руб. включена в необходимую валовую выручку, использованную при расчете тарифа (в виде сбытовой надбавки), установленного для Компании в отношении всех групп потребителей. Указанное Соглашение и дополнительное соглашение к нему Прокуратура считает недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для обращения истца в суд. Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо способов, прямо названных в указанной статье, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает защиту гражданских прав иными способами, предусмотренными законом. Согласно разъяснениям Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 32 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации также не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного соглашения) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со статьей 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов утверждения и реализации региональных Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А28-2546/2015. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|