Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А31-10439/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 16 июля 2015 года Дело № А31-10439/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Кононова П.И., Хоровой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области: представителя заявителя: Изибаева Э.В., действующего на основании доверенности от 02.04.2015, представителя ответчика: Радаевой М.В., действующей на основании доверенности от 06.11.2014, представителя департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области: Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 03.02.2015, рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.04.2015 по делу № А31-10439/2014, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н. по заявлению открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д. 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ОГРН 1024400537556, Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38), третьи лица: департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38); департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 82-а), о признании недействительным ненормативного правового акта установил:
открытое акционерное общество «Северная пригородная пассажирская компания» (далее – заявитель, Общество, ОАО «СППК») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 25.08.2014 № 2436/04 по делу № 04-41/1151. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее – третье лицо, Департамент транспорта), департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – третье лицо, Департамент государственного регулирования цен) (том 2, л.д. 74-75). Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в течение 2011 года ОАО «СППК», осуществляя перевозку пассажиров и багажа, пользовалось ранее утвержденным тарифом в размере 10 рублей за проезд одной зоны, установленным постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/12 для подразделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; данное обстоятельство не вызывало возражений со стороны органов исполнительной власти Костромской области; Департамент транспорта письмом от 09.09.2011 № 08/5843 сообщил ОАО «СППК» о нецелесообразности увеличения тарифа на пригородные железнодорожные перевозки и необходимости использования тарифа, утвержденного постановлением от 19.02.2010 № 10/12; нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих установление тарифов, на момент начала осуществления перевозок пассажиров по территории Костромской области не существовало, а Порядок № 08/140 и Методика № 235-Т/1 не могли быть применены; обжалуемое решение вынесено антимонопольным органом с превышением полномочий. Управление, Департамент транспорта, Департамент государственного регулирования цен в отзывах на апелляционную жалобу опровергают приведенные в ней доводы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Департамент транспорта представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Департамента транспорта. В заседании суда представители сторон и Департамента государственного регулирован цен поддержали свои позиции. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 24.12.2010 Обществу выдана лицензия серия ППБ № 7605717 на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пределах Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (том 1, л.д. 49-50). 12.11.2014 Управление получило заявление Департамента транспорта о нарушении Обществом установленного порядка ценообразования, выразившегося во взимании ОАО «СППК» платы за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по неустановленному для Общества тарифу (том 2, л.д. 63-65). 21.08.2014 Управлением вынесено решение (в полном объеме изготовлено 25.08.2014) по делу № 04-41/1151 (том 1, л.д. 33-41), которым заявитель признан нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в период с 06.04.2011 по 31.12.2011 по тарифам на данные перевозки, не установленным соответствующим органом регулирования для ОАО «СППК». Из указанного решения следует, что 23.11.2010 осуществлена государственная регистрация ОАО «СППК» в качестве юридического лица. Фактически перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области Общество осуществляло с 01.01.2011. Приказом ФСТ России от 06.04.2011 № 119-т ОАО «СППК» включено в реестр естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Общество занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, с 06.04.2011 на ОАО «СППК» распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Тариф на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году Департаментом государственного регулирования цен для ОАО «СППК» установлен не был. Тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области для ОАО «СППК» на 2012 год установлен постановление Департамента государственного регулирования цен от 05.09.2012 № 12/177. До утверждения указанного тарифа Общество осуществляло деятельность по тарифам на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, установленным постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/12 для подразделений Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». ОАО «СППК» в полном объеме мер, необходимых и достаточных для установления в соответствии с требованиями законодательства, нормативных правовых актов, тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2011 год, не предприняло. Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд. Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение антимонопольного органа не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и Департамента государственного регулирования це, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 , части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о защите конкуренции. В силу пункта 10 части 1 стати 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон о естественных монополиях) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Материалами дела подтверждено, что приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 № 119-т ОАО «СППК» включено в реестр естественных монополий на транспорте, в раздел 1 «Железнодорожные перевозки» под регистрационным № 76/1/2. Следовательно, ОАО «СППК» занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Из статьи 6 Федерального закона о естественных монополиях следует, что к методам регулирования деятельности субъектов естественных монополий относится, в тои числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий вправе, в том числе: принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов); принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него. Согласно статье 10 Федерального закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий выполняют, в том числе следующие основные функции: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии. Из материалов дела следует, что 06.04.2011 Федеральной службой по тарифам издан приказ № 120-т, которым в отношении ОАО «СППК» введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Архангельской области, Республики Коми, Вологодской области Ярославской области, Костромской области, Ивановской области, Владимирской области, Тверской области, Кировской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А82-17026/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|