Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А31-10439/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 июля 2015 года

Дело № А31-10439/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:

представителя заявителя:  Изибаева Э.В., действующего на основании доверенности  от 02.04.2015,

представителя ответчика:  Радаевой М.В., действующей на основании доверенности от 06.11.2014,

представителя департамента  государственного  регулирования  цен  и  тарифов Костромской  области:  Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 03.02.2015,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания»

на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.04.2015 по делу № А31-10439/2014, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.

по заявлению открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д. 1)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы  по Костромской области (ОГРН 1024400537556, Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38),

третьи лица: департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38); департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 82-а),

о признании недействительным ненормативного правового акта

установил:

 

открытое акционерное общество «Северная пригородная пассажирская компания» (далее – заявитель, Общество, ОАО «СППК») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – ответчик, антимонопольный орган, Управление)  о признании недействительным решения от 25.08.2014 № 2436/04 по делу № 04-41/1151.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее – третье лицо, Департамент транспорта), департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – третье лицо, Департамент государственного регулирования цен) (том 2, л.д. 74-75).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что  в течение 2011 года ОАО «СППК», осуществляя перевозку пассажиров и багажа, пользовалось ранее утвержденным тарифом в размере 10 рублей за проезд одной зоны, установленным постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/12 для подразделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; данное обстоятельство не вызывало возражений со стороны органов исполнительной власти Костромской области; Департамент транспорта письмом от 09.09.2011 № 08/5843 сообщил ОАО «СППК» о нецелесообразности увеличения тарифа на пригородные железнодорожные перевозки и необходимости использования тарифа, утвержденного постановлением от 19.02.2010 № 10/12; нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих установление тарифов, на момент начала осуществления перевозок пассажиров по территории Костромской области не существовало, а Порядок № 08/140 и Методика № 235-Т/1 не могли быть применены; обжалуемое решение вынесено антимонопольным органом с превышением полномочий.

Управление, Департамент транспорта, Департамент государственного регулирования цен в отзывах на апелляционную жалобу опровергают приведенные в ней доводы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Департамент транспорта представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Департамента транспорта.

В заседании суда представители сторон и Департамента государственного регулирован цен поддержали свои позиции.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 24.12.2010 Обществу выдана лицензия серия ППБ № 7605717 на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пределах Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (том 1, л.д. 49-50).

12.11.2014 Управление получило заявление Департамента транспорта о нарушении Обществом установленного порядка ценообразования, выразившегося во взимании ОАО «СППК» платы за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по неустановленному для Общества тарифу (том 2, л.д. 63-65).

21.08.2014 Управлением вынесено решение (в полном объеме изготовлено 25.08.2014) по делу № 04-41/1151 (том 1, л.д. 33-41), которым заявитель признан нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в период с 06.04.2011 по 31.12.2011 по тарифам на данные перевозки, не установленным соответствующим органом регулирования для ОАО «СППК». Из указанного решения следует, что 23.11.2010 осуществлена государственная регистрация ОАО «СППК» в качестве юридического лица.  Фактически перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области Общество осуществляло с 01.01.2011. Приказом ФСТ России от 06.04.2011 № 119-т ОАО «СППК» включено в реестр естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Общество занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, с 06.04.2011 на ОАО «СППК» распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Тариф на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году Департаментом государственного регулирования цен для ОАО «СППК» установлен не был. Тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области для ОАО «СППК» на 2012 год  установлен постановление Департамента государственного регулирования цен от 05.09.2012 № 12/177. До утверждения указанного тарифа Общество осуществляло деятельность по тарифам на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, установленным постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/12 для подразделений Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».  ОАО «СППК» в полном объеме мер, необходимых и достаточных для установления в соответствии с требованиями законодательства, нормативных правовых актов, тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2011 год, не предприняло.

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой  инстанции, установив, что обжалуемое решение антимонопольного органа не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и Департамента государственного регулирования це, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 , части 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о защите конкуренции.

В силу пункта 10 части 1 стати 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон о естественных монополиях) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Материалами дела подтверждено, что приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 № 119-т ОАО «СППК» включено в реестр естественных монополий на транспорте, в раздел 1 «Железнодорожные перевозки» под регистрационным № 76/1/2.

Следовательно, ОАО «СППК» занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из статьи 6 Федерального закона о естественных монополиях следует, что  к методам регулирования деятельности субъектов естественных монополий относится, в тои числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий вправе, в том числе: принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов); принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.

Согласно статье 10 Федерального закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий выполняют, в том числе следующие основные функции: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.

Из материалов дела следует, что 06.04.2011 Федеральной службой по тарифам издан приказ № 120-т, которым в отношении ОАО «СППК» введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Архангельской области, Республики Коми, Вологодской области Ярославской области, Костромской области, Ивановской области, Владимирской области, Тверской области, Кировской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А82-17026/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также