Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2015 по делу n А28-10657/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

15 июня 2015 года                                                             Дело № А28-10657/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барьяхтар И.Ю.,

судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2015 по делу № А28-10657/2014, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,

по иску индивидуального предпринимателя Поникаровских Алексея Анатольевича (ИНН: 430800197740, ОГРН: 309431323800010)

к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)

о внесении изменения в договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности,  от 10.09.2010 № 5-40,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Поникаровских Алексей Анатольевич (далее – истец, Предприниматель) обратился с иском в Арбитражный суд Кировской области к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее – ответчик, заявитель, Департамент) о внесении изменения в договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности,  от 10.09.2010 № 5-40.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2015 исковые требования Предпринимателя удовлетворены.

Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.

По мнению Департамента, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Также, исходя из целей проведения аукциона, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель. Судом неверно применен годовой размер арендной платы в сумме 152 807 рублей 00 копеек как рассчитанный истцом пропорционально изменению минимального размера арендной платы. Также в решении неверно указано позиция ответчика о том, что порядок определения (арифметика) размера арендной платы ответчиком проверен и не оспаривается, в то время как Департаментом изначально оспаривался размер арендной платы с учетом представленных расчетов.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента – без удовлетворения, указывает, что судом первой инстанции было обоснованно установлено наличие предусмотренных действующим законодательством формальных оснований для изменения условий договора от 10.09.2010. Также заявитель указывает, что в ходе судебного разбирательства сторонами судебного спора неоднократно проверялся механизм предложенного истцом расчета размера арендной платы на предмет соответствия этого механизма правилам математики (арифметики), при этом при рассмотрении дела в судебном заседании представить ответчика заявил об отсутствии претензий к расчету истца именно в части арифметики, правовую оценку такого расчета дал суд первой инстанции в решении от 17.03.2015.

Стороны явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодателем) и Предпринимателем (арендатором) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 01.09.2010 № 5-1 подписан договор от 10.09.2010 № 5-40 (далее – договор, л.д.11-37), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2021 га, местоположение: Кировская область, Даровской район, Даровское лесничество, Даровское участковое лесничество, кварталы 4,5,8,9,10,11,15,17,18,19,30; условный номер 43-43-01/362/2010-110, учетная запись в государственном лесном реестре № 5.46-2010-05.

Согласно пунктам 5, 6 договора арендная плата устанавливается в размере 714 887 рублей в год; арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.  

В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.

Подпунктом «в» пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Срок действия договора - 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 22 договора).

06.12.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора, регистрационный № 43-43-01/573/2010-464.

Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 10.09.2010.

Распоряжением Департамента от 03.02.2011 № 72 (л.д.27,28) в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.

В связи с утверждением проекта освоения лесов стороны подписали дополнительное соглашение от 10.10.2011 № 1 (л.д.29-37) к договору аренды, согласно которому размер арендной платы с 01.11.2010 составил с 03.02.2011 – 152 807 рублей 00 копеек в год, с 25.04.2011 – 56 330 рублей 00 копеек в год.

Решением суда от 23.03.2014 по делу № А28-5094/2014 (л.д. 38-42) дополнительное соглашение от 10.10.2011 № 1 к договору было признано недействительным. Указанное решение вступило в законную силу 02.06.2014.

В соответствии с проектом освоения лесов изменились характеристики лесного участка и его насаждений, виды и объемы использования лесов.

Учитывая изложенное, истец обратился к ответчику в письме от 22.08.2014 (л.д.43) с предложением на основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации внести изменения в договор аренды лесного участка путем заключения дополнительного соглашения (л.д.44-50).

Департамент в письме от 14.01.2015 № 96-58-03-06 (л.д.98) отказал в заключении дополнительного соглашения в договору аренды со ссылкой на недопустимость изменения арендной платы в сторону уменьшения, поскольку обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона.

Полагая, что изменение характеристик лесного участка влечет за собой и изменение размера арендной платы, Предприниматель обратился с иском в суд.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, в том числе сокращение объема заготавливаемой древесины, изменение состава лесных насаждений и уменьшение объема хвойных пород, изменение объема выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).

Федеральным законом № 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом введенная Федеральным законом № 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Распоряжением Департамента от 03.02.2011 № 72 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.

Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором, в том числе по объему заготавливаемой древесины, возрасту и составу лесных насаждений, а также объему подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Указанное обстоятельство Департаментом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заявления требований о внесении изменений в договор.

Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что указанное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы.

Между тем, указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации  для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2015 по делу n А82-14015/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также