Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А31-10295/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

     ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 июня 2015 года

Дело № А31-10295/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя – Хорошенина А.В., действующего на основании доверенности от 31.12.2014, Магомедселимовой Е.В., действующей на основании доверенности от 06.10.2014, Макаровой А.Т., действующей на основании доверенности от 31.12.2014,

представителей ответчика – Коннова В.Б., действующего на основании доверенности  от 21.10.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Костромского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов»

на решение  Арбитражного суда Костромской области от 11.02.2015  по делу № А31-10295/2014, принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.,

по заявлению Костромского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» (ИНН: 4443027552, ОГРН: 1024400002780)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902)

о признании недействительным решения от 07.07.2014 № 1723,

установил:

Костромское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» (далее – Организация) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее – Инспекция, налоговый орган) от 07.07.2014 № 1723 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.02.2015 Организации в удовлетворении заявленных требований отказано.

Костромское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 11.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы не согласен с выводами Инспекции о том, что выполнение уставных целей не является в деятельности организации приоритетным и осуществляемая Организацией деятельность не направлена на достижение уставных целей. Организация указывает, что право общественной организации инвалидов на осуществление предпринимательской деятельности предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

По мнению заявителя, вопреки требованиям  части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательств того, что Организацией  не соблюдены условия для применения  льготы,  установленные в  подпункте 2  пункта 3  статьи  149 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как Организация обладает всеми критериями, необходимыми для применения названной нормы права, именно: является общественной организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют 96,6%, реально собственными силами осуществляет работы по обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, обеспечению работоспособности тепловых сетей. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явилась представитель заявителя Макарова А.Т. и представитель ответчика.

Другие представители Организации участвовали при рассмотрении апелляционной жалобы во Втором арбитражном апелляционном суде.

В судебном заседании представители Организации поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Инспекции указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.01.2014 Организация представила в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2013 года, в которой отразило выручку, полученную от реализации услуг по обслуживанию и ремонту объектов жилого фонда и обеспечению работоспособности тепловых сетей в разделе операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в размере 47 601 647 рублей, и налогооблагаемую базу в размере 356 890 рублей (т.1 л.д.49-50).

В ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой  декларации Инспекция пришла к выводу о неправомерном применение налогоплательщиком  налоговых льгот, установленных абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, что  отразила в акте от 07.05.2014  № 1593 (т. 2 л.д. 45-47).

07.07.2014 заместителем начальника Инспекции принято решение           № 1723 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 427 282 рублей. Кроме того, данным решением налогоплательщику начислен налог на добавленную стоимость в размере 8 568 297 рублей и пени в сумме 538 309 рублей (т. 1 л.д. 10-19).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 11.09.2014 № 12-12/09933 решение Инспекции от 07.07.2014            № 1723 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 23-27).

Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 23, 56, подпунктом 2 пункта 3 статьи 149  Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  положениями    Федерального закона от 19.05.1995  № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 12.10.2006  № 53 и от 30.07.2013 № 57, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002  №202-О, требования  налогоплательщика признал неправомерными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда исходя из нижеследующего.

В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)  налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании абзаца 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Согласно части 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Как  указал  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  в пункте 1 постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

В пункте 3 названного постановления указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.09.2010 № 1814/10, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовывать уставные цели. Общественная организация, для которой связанная с получением дохода деятельность является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что общественные организации являются некоммерческими организациями.

В  силу  пункта  1  статьи 2  Федерального  закона  от  12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных  целей, ради которых они созданы.

Таким образом, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовывать уставные цели.

Как следует из материалов дела и  установлено судом первой  инстанции, Организация зарегистрирована как общественная организация инвалидов. Среди членов данной организации численность инвалидов составляет 96,6% (численность членов организации - 59, из них, численность инвалидов и их законных представителей - 57), что подтверждает расчет по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2013 года (т. 2 л.д. 53-59).

Согласно пункту 1.1 Устава Орагизация является основанной на индивидуальном членстве добровольной общественной организацией инвалидов, созданной путем объединения физических лиц из числа граждан Российской Федерации, исполнявших воинский или служебный долг в Демократической Республике Афганистан, участвовавших в иных войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях, боевых действиях, в том числе за пределами Российской Федерации, и получивших инвалидность в результате прохождения службы в рядах МО, МВД, КГБ-ФСБ, ФПС, СВР, ФАПСИ, МЮ, МЧС, других министерств и ведомств СССР и Российской Федерации, а также других граждан, разделяющих цели и задачи Организации и Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов», объединившихся на основе общности интересов, для совместной деятельности по защите и реализации своих прав и интересов, а также для реализации целей, предусмотренных настоящим Уставом.

 В соответствии с пунктом 3 Устава Организация  создана в целях:

- содействие обеспечению инвалидам войн и военных конфликтов равных с другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

- содействий удовлетворению потребностей инвалидов войн и военных конфликтов в социальной и медицинской реабилитации, в том числе удовлетворение данных потребностей членами и сотрудниками отделения;

- координация форм и направлений предпринимательской деятельности членов Отделения, хозяйственных обществ и товариществ, для увеличения совокупного материального дохода Отделения, повышения уровня материального благосостояния инвалидов войн и военных конфликтов и увеличения размеров материальной помощи, оказываемой членам Отделения, членам их семей и членам семей погибших и пропавших без вести военнослужащих.

Согласно разделу 8 Устава Организация для достижения своих уставных целей и задач на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», других законов и нормативных актов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества, товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Целью осуществления предпринимательской деятельности является увеличение совокупного материального дохода Организации для достижения и реализации ее уставных целей и задач. Доходы от предпринимательской деятельности не подлежат распределению между членами Организации и используются исключительно для достижения уставных целей и задач Организации.

В соответствии с пунктом 1.9 Устава для осуществления предпринимательской деятельности Организация создает филиалы, представительства, участки и иные, обособленные и структурные подразделения, хозяйственные общества и товарищества.

Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Организация осуществляла предпринимательскую деятельность в виде оказания

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А82-18056/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также