Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А31-3603/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 июня 2015 года

Дело № А31-3603/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плюсниной М.О.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:

представителя заявителя – Кузнецовой Е.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2015,

представителя ответчика – Назарова М.Б., действующего на основании доверенности от 26.01.2015.

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.03.2015 по делу № А31-3603/2014, принятое судом в составе судьи Иванова Е.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Костромское» по племенной работе»

к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области

о признании незаконным бездействия,

установил:

 

открытое акционерное общество «Костромское» по племенной работе» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Костромское» по племенное работе») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области (далее – ответчик, Территориальное управление, ТУ Росимущества), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 1496305 кв.м. с кадастровым  номером 44:07:000000:0090, расположенного по  адресу: Костромская область, Костромской р-н, Бакшеевское с/п, в собственность ОАО «Костромское» по племенной работе», об обязании ответчика принять  решение о предоставлении указанного земельного участка по цене, определенной в размере, установленном пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), в течение календарного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также об обязании Территориального управления подготовить проект договора купли-продажи упомянутого земельного участка с указанием его стоимости в размере, установленном пунктом 2 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, в течение календарного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Территориальное управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на ошибочном толковании норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Территориальное управление указывает на отсутствие у него в рассматриваемом случае полномочий на принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность Общества, поскольку в настоящее время в соответствии с пунктом 4.2.27 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374 (далее – Положение о территориальном органе), территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, свыше 10 гектаров исключительно по поручению Росимущества. Именно Росимущество, а не его территориальное управление,  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Кроме того, ответчик выражает несогласие с выводом суда об отсутствии в данном случае оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Рассматриваемые в настоящем деле требования были предметом рассмотрения в рамках дела № А31-13425/2012, окончательный судебный акт по которому вступил в законную силу. В этой связи у арбитражного суда отсутствовали основания для повторного рассмотрения требований Общества. При этом Территориальное управление отмечает, что основания для исчисления срока на принятие заинтересованным лицом решения о предоставлении спорного земельного участка с 15.01.2014 в данном случае отсутствовали, поскольку представленные Обществом на согласование межевой план возвращен заявителю. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в составе пакета документов, предъявленных к выкупу, скорректированного межевого плана, и, как следствие, об отсутствии полного пакета документов, необходимых для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, в заседании суда с доводами жалобы не согласилось.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.02.2012 ОАО «Костромское» по племенной работе» обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок площадью 1493930 кв.м. с кадастровым номером 44:07:000000:0090, расположенный по адресу: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское с.п. (далее – спорный земельный участок); 22.06.2012 - с заявлением о выкупе земельного участка площадью 66070,86 кв.м. кадастровый номер 44:07:023602:559, расположенного по адресу: Костромской р-н, Бакшеевское с/п, примерно в 0,8 км. по направлению на восток от д. Клобушнево.

На вышеуказанные  заявления Обществом получены ответы от 14.03.2012 № 1872 и от 04.07.2012 № 4381 о том, что документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для экспертизы и принятия решения.

Решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-13425/2012 от 05.02.2014 признано незаконным бездействие Территориального управления, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 66070,86 кв.м. с кадастровым номером 44:07:023602:559, расположенного по адресу: Костромской р-н, Бакшеевское с/п, примерно в 0,8 км. по направлению на восток от д. Клобушнево, в собственность ОАО «Костромское» по племенной работе», при этом суд обязал Территориальное управление принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ОАО «Костромское» по племенной работе» и  подготовить проект договора купли-продажи  данного земельного участка в течение календарного месяца с момента вступления решения в законную силу.

В то же время суд отклонил требования заявителя в отношении спорного земельного участка  (с кадастровым номером 44:07:000000:0090),  посчитав, что поскольку его измененный межевой план имеет другие характеристики земельного участка, необходима дополнительная проверка на предмет его соответствия.

Решение по делу № А31-13425/2012 вступило в законную силу 25.04.2014.

В ходе рассмотрения заявления по спорному земельному участку выявлены обстоятельства, препятствующие его выкупу, а именно  – нахождение на участке объектов лесного фонда.

В этой связи с наличием обстоятельств, препятствующих выкупу земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:0090, а именно: нахождение на участке объектов лесного фонда, ОАО «Костромское» по племенной работе» с учетом полученной информации подготовило измененный межевой план, при формировании которого земли лесного фонда не вошли в территорию Общества. Названный межевой план согласован с Департаментом лесного хозяйства Костромской области и с ТУ Росимущества, что ответчиком не отрицается. С учетом уточненного межевого плана по заявке Общества 20.02.2013 оформлен кадастровый паспорт спорного земельного участка (том 1, л.д. 12-60), который 15.01.2014 представлен ТУ Росимущества, что нашло подтверждение в заседании суда апелляционной инстанции.

После истечения месячного срока с момента предоставления кадастрового паспорта на земельный участок, ввиду отсутствия какого-либо принятого ответчиком решения по спорному земельному участку, в апреле 2014 года Общество повторно обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:0090, а также об обязании ответчика принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ОАО «Костромское» по племенной работе» и подготовить проект договора купли-продажи  данного земельного участка в течение календарного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Придя к выводу о правомерности заявленных требований, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме. При этом арбитражный суд исходил из наличия права заявителя на получение спорного земельного участка в собственность, факта предоставления Обществом всех необходимых документов для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а также наличия полномочий у Территориального управления на совершение соответствующих действий.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 25 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктами 1, 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).

В  статье 9 ЗК РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение о Федеральном агентстве) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А29-10448/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также