Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу n А28-10949/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 февраля 2009 года

Дело № А28-10949/2008-388/18  

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года. 

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

при участии в заседании:

представителя заявителя председателя ликвидационной комиссии открытого акционерного общества  «Зуевское ремонтно-техническое предприятие»  Первякова А.Г.,

представителей ответчика Стародумовой Е.П. – по доверенности от 11.01.2009,  Корчмаковой Т.Г. – по доверенности от 26.12.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества  «Зуевское ремонтно-техническое предприятие»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 по делу                    № А28-10949/2008-388/18, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Зуевское ремонтно-техническое предприятие»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области,

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,

установил:

 

открытое акционерное общество «Зуевское ремонтно-техническое предприятие» (далее – заявитель, Акционерное общество, ОАО «Зуевское РТП») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (далее – ответчик, регистрирующий орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России № 7 по Кировской области) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области от 15.09.2008 № 1199 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ОАО «Зуевское РТП» в связи с его ликвидацией (далее – решение об отказе в регистрации от 15.09.2008 № 1199).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым решением, Акционерное общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения об отказе в регистрации от 15.09.2008 № 1199. По мнению заявителя,  вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неправильном истолковании статей 22, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон о регистрации), необоснованном применении Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (далее – Приказ от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.05.2008 собранием акционеров ОАО «Зуевское РТП» принято решение о добровольной ликвидации Акционерного общества, избрана ликвидационная комиссия, председателем которой назначен Первяков Алексей Геннадьевич (далее -  Первяков А.Г.), утверждены сроки и порядок ликвидации юридического лица (л. д. 10-11).

В Единый государственный реестр юридических лиц (далее -  ЕГРЮЛ) внесены записи о принятии решения о ликвидации ОАО «Зуевское РТП», формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л. д. 21)

20.05.2008 в газете «Нива» № 61 опубликована информация о ликвидации ОАО «Зуевское РТП», а также указано, что его кредиторы могут заявлять  свои требования в течение двух месяцев с момента публикации указанной информации (л. д. 18).

12.08.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Акционерного общества (л. д.21).

09.09.2008 Первяков А.Г. обратился в Межрайонную ИФНС России № 7 по Кировской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В разделе 6 заявления по форме № Р16001 заявитель подтвердил соблюдение установленного законодательством порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласованность вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными и муниципальными органами.  Вместе с заявлением в регистрирующий орган были представлены: промежуточный ликвидационный баланс на 05.08.2008, утвержденный 25.07.2008; документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания участников ОАО «Зуевское РТП» от 05.09.2008; справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Зуевском районе Кировской области № 39 от 09.09.2008; доверенность № 4 от 30.08.2008; справка формы 39-1 (л. д. 70-85).

10.09.2008 в Инспекцию представлен ликвидационный бухгалтерский баланс Акционерного общества ОАО «Зуевское РТП», на что указывает проставленный на документе штамп регистрирующего органа, заверенный подписью принявшего документ лица. Расписка о получении ликвидационного баланса ИФНС не выдавалась (л. д. 19).

15.09.2008 на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации Инспекция вынесла решение № 1199 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Акционерного общества, поскольку заявитель не представил ликвидационный баланс, не завершил расчет с кредиторами, не опубликовал объявление о ликвидации Акционерного общества в журнале «Вестник государственной регистрации» (л. д. 16).

ОАО «Зуевское РТП» не согласилось с решением об отказе в регистрации от15.09.2008 № 1199 и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, сделав вывод об обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении требования заявителя отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В силу пунктов 2-3 статьи 22 Закона о регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2). Документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3).

Подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно пунктам 1-2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 Приказа от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Из системного толкования указанных норм следует, что для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в регистрирующий орган  предоставляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации. Данные документы должны  подтверждать соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и быть достоверными. При этом предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации документы предоставляются в регистрирующий орган только после завершения процесса ликвидации юридического лица, но не ранее чем через два месяца с момента помещения ликвидационной комиссией (ликвидатором) в журнале «Вестник государственной регистрации» публикации о ликвидации юридического лица.

Материалы дела свидетельствую о том, что информация о ликвидации ОАО «Зуевское РТП», а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами опубликована 20.05.2008 в газете «Нива» № 61 (л. д. 18). Доказательства, подтверждающие, что указанные сведения помещены в  журнал «Вестник государственной регистрации», не представлены. При этом заявитель не отрицает, что вышеназванная информация не была опубликована в данном журнале (л. д. 5). Следовательно, установленный порядок ликвидации Акционерного общества не соблюден. Кредиторы ОАО «Зуевское РТП» должным образом не извещены о его ликвидации. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не могут считаться достоверными. При таких обстоятельствах документы, представленные в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ОАО «Зуевское РТП» в связи с его ликвидацией, не могут рассматриваться как документы, определенные Законом о регистрации, что в соответствии с  подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.

Таким образом,  решение об отказе в регистрации от 15.09.2008                          № 1199 не противоречит законодательству.

Доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ОАО «Зуевское РТП», не представлены. Заявитель имеет право осуществить ликвидацию Акционерного общества в установленном порядке и повторно обратиться в Инспекцию за государственной регистрацией прекращения деятельности  ОАО «Зуевское РТП» в связи с его ликвидацией.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ни Закон о регистрации,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу n А17-4447/2008. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)  »
Читайте также