Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А29-4122/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

03 июня 2015 года

Дело № А29-4122/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.         

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя –  Нечаевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 27.10.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2014 по делу № А29-4122/2014, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ОГРН 1021101121194, г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д. 2)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108-А),

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

 

открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – ответчик, Министерство) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными выданных Корткеросским районным комитетом по охране окружающей среды Министерства разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, от 28.02.2014 №№ 1, 2 и 3 в части предоставленного права проведения «внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при осуществлении: снятие, сохранение и использование почвенного покрова, открытым способом без применения взрывных работ с марта 2014 года по 30 сентября 2023 года в целях проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы…» и особых условий выполнения работ - с глубиной «проведения земляных работ в соответствии с проектными документами на глубину почвенного слоя»; возложении на Министерство в лице Корткеросского районного комитета охраны окружающей среды обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» путем внесения в разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, от 28.02.2014 №№ 1, 2, 3 следующих изменений:  указать в качестве разрешенного вида работы – добычу общераспространенных  полезных ископаемых и глубину проведения земляных работ – до 5 метров (том 2, л.д. 93-97).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что наличие разрешений является необходимым условием для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Коми; произвольно определяя условия в выдаваемых разрешениях, Министерство злоупотребляет предоставленными полномочиями, создает препятствия Обществу в реализации прав на добычу общераспространенных полезных ископаемых; виды работ и глубина разработки, установленные Министерством в выдаваемых разрешениях, ограничивают предусмотренное федеральным законодательством право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и создает препятствия в его реализации.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с приведенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании статей 158, 143, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела откладывалось, производство по делу приостанавливалось до разрешения Арбитражным судом Волго-Вятского округа дела № А29-1470/2014, в заседании суда объявлялся перерыв.

После возобновления производства по делу ответчик представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.11.2007  комитет лесов Республики Коми (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка № 22 (том 1, л.д. 77-86). По условиям данного договора арендодатель передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесные участки сроком на 17 лет (пункт 1.1). Лесные участки общей площадью 89460 га., предоставленные в аренду по настоящему договору, имеют местоположение: Республика Коми, муниципальный район «Корткеросский», ГУ «Сторожевой лесхоз»: Сывъюдорское лесничество, участок № 1, кварталы: 116-122, 142-146, 168-170, 184-187; Нившерское лесничество, участок № 2, кварталы: 17, 18, 29-36, 45-51, 63, 64, 67, 68; участок № 3: 102, 103, 120-122; участок № 4:  89, 90, 108-110, 127; Подъельское лесничество, участок № 5, кварталы: 15, 30-33, 45-50, 62-65; Кересское лесничество, участок № 6, кварталы: 30, 43, 49. 50, 60-70, 81-87, 100-105; участок № 7, кварталы: 110, 111, 128-130 (пункт 1.2). Арендатору передаются участки с целью заготовки древесины (пункт 1.4). Срок окончания действия договора 21.03.2024 (пункт 7.1).

24.02.2014 в адрес Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Министерства (далее – Комитет) Обществом направлены заявления о выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в кварталах 86, 85, 103 Кересского участкового лесничества ГУ «Сторожевское лесничество», в которых указан вид, способ и цель планируемых работ: для добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ, с целью проведения строительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почв, а также площадь нарушаемых земель и глубина разработки до 5 метров (том 1, л.д. 17-18, 48-49, 93-94).

28.02.2014 Комитет выдал разрешения №№ 1-3 (том 1, л.д. 15-16, 46-47, 91-92), согласно которым Обществу предоставлено право на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при осуществлении: снятие, сохранение и использование почвенного покрова, открытым способом без применения взрывных работ с марта 2014 года по 30 сентября 2023 года с целью проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы; глубина проведения земельных работ в соответствии с проектными документами на глубину почвенного слоя.

Не согласившись с указанными разрешениями в части  разрешенного вида внутрихозяйственных работ и глубины разработки, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, Комитет не обязан и не вправе указывать глубину разработки участка недр в целях применения статьи 19 Закона о недрах; обжалуемые разрешения не препятствуют осуществлению добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном Законом о недрах порядке.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции счел апелляционную жалобу обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются одной из категории земель в Российской Федерации.

Из пункта 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.

В силу пунктов 1, 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации самостоятельными видами использования лесов являются, в том числе: заготовка древесины.

Частями  1, 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (часть 7).

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Статьей 19  Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений; выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми утвержден приказом Министерства от 18.12.2013 N 595 (далее – Порядок выдачи разрешений).

Пунктом 1 названного Порядка определено, что его положения распространяются, в том числе на проведение строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских, лесозаготовительных (за исключением участков для строительства лесных дорог и дорог противопожарного назначения) и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.

В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка выдачи разрешений выдача указанных разрешений осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц; в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления территориальный орган Министерства проверяет наличие документов, прилагаемых к заявлению, и направляет заявителю разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова либо мотивированный отказ с указанием причин, по которым проведение данных работ невозможно.

Согласно пункту 8 Порядка выдачи разрешений заявитель вправе приступить к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, только после получения разрешения.

Основания для отказа в выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, определены в пункте 5 Порядка выдачи разрешений.

Пунктом 3 Приказа Министерства от  18.12.2013 № 595 утверждена форма разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова (приложение № 3 к Порядку выдачи разрешений), согласно которой среди прочего должны быть отражены испрашиваемые вид внутрихозяйственных работ с указанием объема и целей добычи и особые условия - глубина разработки, срок действия разрешения.

Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, указав вид, способ и цель планируемых работ - для добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ, с целью проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.

К заявлениям приложены документы, предусмотренные Порядком выдачи разрешений, в том числе копия правоустанавливающего документа – договора аренды лесного участка от 01.11.2007 № 22, финансовые и технические возможности для снятия плодородного слоя почвы, проект лесоразведения, схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный в установленном порядке с уполномоченными органами государственной власти Республики Коми, чертеж (план) землепользования.

Однако,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А82-14265/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также