Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А82-3448/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 мая 2015 года Дело № А82-3448/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Немчаниновой М.В., судей Хоровой Т.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю., при участии в судебном заседании: представителей истца – Андрияновой С.С., действующей на основании доверенности от 25.07.2014, Морозовой Е.Ю. директор, представителей ответчика – Магас И.В., действующей на основании доверенности от 30.04.2015, Кожича Л.Г., действующего на основании доверенности от 30.04.2015, представителя Администрации – Паншиной О.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015, представителя ООО «Гео Марк» - Кожича Л.Г. директор, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью «Гео Марк» и закрытого акционерного общества «Дертники» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015 по делу № А82-3448/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П., по иску общества с ограниченной ответственностью «Недра» (ИНН: 7609019755, ОГРН: 1067609020368) к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7609003843, ОГРН: 1027601074401), к закрытому акционерному обществу «Дертники» (ИНН: 7609013030, ОГРН: 1027601066130), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219), третьи лица: Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью «Любилки», общество с ограниченной ответственностью «Гео Марк», общество с ограниченной ответственностью «Сильницы Неруд» о признании недействительным договора аренды земельного участка в части и применении последствий недействительности ничтожной сделки, о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании регистрации договора (права) аренды, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Недра» (далее по тексту - ООО «Недра», истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенного между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и закрытым акционерным обществом «Дертники» (далее по тексту - ЗАО «Дертники») в части участков лесного фонда в количестве 16 860 000 кв.м., расположенных по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, в части участка недр в квартале 4 выдел 31, 32, 33, 39, 57, 58 площадью 6 га, расположенного на землях лесного фонда; о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права аренды, основанного на договоре аренды от 28.03.2011 №37/11 земельного участка, номер регистрации 76-76-07/009/2011-411. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015 исковые требования ООО «Недра» удовлетворены частично. Суд признал недействительным договор аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенный между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и ЗАО «Дертники». В части требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области аннулировать запись о регистрации договора аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенного между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и ЗАО «Дертники», производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части предъявленных требований Обществу отказано. Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что истцом не представлено надлежащих доказательств того, что спорные земли, переданные ЗАО «Дертники» по договору аренды от 28.03.2011 № 37/11 являются землями лесного фонда. Администрация указывает, что спорный земельный участок используется по сельскохозяйственному назначению, что подтверждается договорами субаренды. ООО «Гео Марк» и ЗАО «Дертники» также не согласились с принятым решением суда, и обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить. Ссылаясь на договоры субаренды и данные кадастрового учета, заявители также считают, что спорные земли относятся к землям сельхозназначения; лесоустроительная деятельность на спорном участке не ведётся; участок на кадастровом учете как лесной фонд не состоит. Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено. ООО «Недра», Администрация, ЗАО «Дертники» и ООО «Гео Марк» в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовали в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, куда явились представители сторон. В судебном заседании представители Администрации, ЗАО «Дертники» и ООО «Гео Марк» поддержали свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах. В судебном заседании представитель ООО «Недра» указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалоб просит отказать. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 г. до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997). Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза. В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии со статьей 3 Закона Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Положениями статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Исходя из Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 № 9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. С учетом этого следует признать, что в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности. В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (с изменениями и дополнениями). Таким образом, для определения порядка переоформления прав на земельный участок необходимо определить его категорию и компетентный орган, полномочный им распоряжаться. Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации Ростовского района от 30.11.1992 № 630 «О выдаче свидетельства о праве собственности на землю» за товариществом с ограниченной ответственностью «Дертники» в коллективно-долевую собственность закреплено 2 420 га земель, в том числе 2 090 га сельскохозяйственных угодий и 330 га прочих угодий (т. 1 л.д. 84-85). На основании данного акта 19.01.1993 ТОО «Дертники» Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А17-7215/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|