Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А82-3448/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

       ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 мая 2015 года

Дело № А82-3448/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.         

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей истца – Андрияновой С.С., действующей на основании доверенности от 25.07.2014, Морозовой Е.Ю. директор,

представителей ответчика – Магас И.В., действующей на основании доверенности от 30.04.2015, Кожича Л.Г., действующего на основании доверенности от 30.04.2015,

представителя Администрации – Паншиной О.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,

представителя  ООО «Гео Марк» - Кожича Л.Г. директор,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью «Гео Марк» и закрытого акционерного общества «Дертники»

на решение  Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015  по делу № А82-3448/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Недра» (ИНН: 7609019755, ОГРН: 1067609020368)

к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7609003843, ОГРН: 1027601074401),

к закрытому акционерному обществу «Дертники» (ИНН: 7609013030, ОГРН: 1027601066130),

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН:  7604071920, ОГРН: 1047600432219),

третьи лица: Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью «Любилки», общество с ограниченной ответственностью «Гео Марк», общество с ограниченной ответственностью «Сильницы Неруд»

о признании недействительным договора аренды земельного участка в части и применении последствий недействительности ничтожной сделки, о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании регистрации договора (права) аренды,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Недра» (далее по тексту - ООО «Недра», истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенного между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и закрытым акционерным обществом «Дертники» (далее по тексту - ЗАО «Дертники») в части участков лесного фонда в количестве 16 860 000 кв.м., расположенных по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, в части участка недр в квартале 4 выдел 31, 32, 33, 39, 57, 58 площадью 6 га, расположенного на землях лесного фонда; о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права аренды, основанного на договоре аренды от 28.03.2011 №37/11 земельного участка, номер регистрации 76-76-07/009/2011-411.

Решением  Арбитражного суда Ярославской области от  24.02.2015 исковые требования ООО «Недра» удовлетворены частично. Суд признал недействительным договор аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенный между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и ЗАО «Дертники».

В части требований о применении последствий недействительности ничтожной  сделки и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области аннулировать запись о регистрации договора аренды земельного участка от 28.03.2011 №37/11, заключенного между Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и ЗАО «Дертники», производство по делу прекращено.

В удовлетворении остальной части предъявленных  требований Обществу отказано.

Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что истцом не представлено надлежащих доказательств того, что спорные земли, переданные ЗАО «Дертники» по договору аренды от 28.03.2011 № 37/11 являются землями лесного фонда. Администрация указывает, что спорный земельный участок используется по сельскохозяйственному назначению, что подтверждается договорами субаренды.

ООО «Гео Марк» и ЗАО «Дертники» также не согласились с принятым решением суда, и обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить.

Ссылаясь на договоры субаренды и данные кадастрового учета, заявители также считают, что спорные земли относятся к землям сельхозназначения; лесоустроительная деятельность на спорном участке не ведётся; участок на кадастровом учете как лесной фонд не состоит.

Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.

ООО «Недра», Администрация, ЗАО «Дертники» и ООО «Гео Марк» в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовали в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, куда явились представители сторон.

В судебном заседании представители Администрации, ЗАО «Дертники» и ООО «Гео Марк» поддержали свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

В судебном заседании представитель ООО «Недра» указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалоб просит отказать.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 г. до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997).

Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:

а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников,

б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии со статьей  3 Закона Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Исходя из Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 № 9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. С учетом этого следует признать, что в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.

Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.

В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР.

В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, для определения порядка переоформления прав на земельный участок необходимо определить его категорию и компетентный орган, полномочный им распоряжаться.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации Ростовского района от 30.11.1992 № 630 «О выдаче свидетельства о праве собственности на землю» за товариществом с ограниченной ответственностью «Дертники» в коллективно-долевую собственность закреплено 2 420  га земель, в том числе 2 090 га сельскохозяйственных угодий и 330 га прочих угодий (т. 1 л.д. 84-85).

На основании данного акта 19.01.1993 ТОО «Дертники»

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А17-7215/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также