Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А28-12049/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

12 мая 2015 года                                                                    Дело № А28-12049/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.         

Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барьяхтар И.Ю.,

судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Редниковой Н.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2015 № 0010,

представителя ответчика Гущина А.А., действующего на основании доверенности от 01.01.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Кировская теплоснабжающая компания»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.03.2015 по делу № А28-12049/2014, принятое судом в составе судьи Славинского А.П.,

по иску открытого акционерного общества «Кировская теплоснабжающая компания» (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)

к обществу с ограниченной ответственностью «Четыре А» (ИНН: 4345373480, ОГРН: 1134345028102)

о взыскании денежных средств,

установил:

 

открытое акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания» (далее – истец, Компания, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью «Четыре А» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 45 327 рублей 85 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде в июне и августе 2014 года (далее - спорный период) по договору теплоснабжения  от 22.04.2014 № 916942 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 284 рублей 90 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных с суммы основного долга начиная с 23.09.2014 по день фактической уплаты долга, исходя из ставки  ЦБ РФ на день вынесения решения, а также расходов по уплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 19.02.2015 отказался от взыскания суммы основного долга в размере 45 327 рублей 85 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 51 рубля 37 копеек; просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 236 рублей 53 копеек за период с 15.07.2014 по 22.09.2014.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.03.2015 в удовлетворении исковых требования Компании отказано, производство по делу в части требований о взыскании 45 327 рублей 85 копеек основного долга и 51 рубля 37 копеек процентов прекращено.

Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования истца о взыскании 236 рулей 53 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

По мнению Компании, истец оказывал услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде в июне на объект ответчика. В нарушение пункта 3.7 договора ответчик не подал отчет о теплоснабжении в установленные договором сроки, не поставил истца в известность о временном отключении ГВС.  В связи с чем на основании пункта 3.3 договора истец произвел начисление расчетным путем. 19.08.2014 истцу поступило письмо от ответчика от 18.08.2014 № 7 с просьбой о перерасчете за июнь 2014 года с приложением отчета. Однако в связи с тем, что срок подачи отчета нарушен истцом на два месяца, делать перерасчет за июнь не представляется возможным. Следовательно, начисление за июнь 2014 года в объеме 17,18081 Гкал законно и обоснованно, значит и проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с ответчика.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что фактическое потребление подлежит определению на основании установленного и согласованного сторонами в договоре прибора учета. Поскольку весь объем поставки был полностью оплачен ответчиком, задолженности не момент подачи иска у Общества не имелось, требования истца являются необоснованными.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Компанией (теплоснабжающей организацией) и ответчиком (потребителем) подписан договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию.

Порядок учета потребленной тепловой энергии (мощности) и теплоносителя согласован сторонами в разделе 3 договора теплоснабжения; цена и порядок расчетов - в разделе 4 договора.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета), допущенными к эксплуатации в соответствии с утвержденными Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Учет количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя, контроль договорных величин потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации приборам учета потребителя, указанным в приложении №5 к договору.

При отсутствии у потребителя в точках учета приборов учета, а также в случае неисправности приборов учета, либо при нарушении установленных договором сроков предоставления показания приборов учета, являющихся собственностью потребителя, количество тепловой энергии, потребленной потребителем, определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном приложением № 8 к договору (пункт 3.3 договора).

В силу пунктов 4.1, 4.4 договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии в соответствии с законодательством РФ. Расчетным периодом по договору принимается один календарный месяц.

Договор заключен на срок до 31 декабря 2014 года и содержит условие о ежегодной пролонгации при отсутствии возражений сторон (пункты 7.1, 7.4 договора).

По мнению истца, Компания в спорный период 2014 года подавала  ответчику тепловую энергию для приготовления горячей воды с целью потребления её на объекте по адресу: г. Киров, ул. Московская, д.25г. При этом на указанном объекте был установлен прибор учета SKM-1-03 (электромагнитный, заводской номер 23453).

Для оплаты тепловой энергии в горячей воде истец выставил ответчику счета-фактуры (л.д.27,28).

Неисполнение ответчиком обязанности по оплате выставленных счетов-фактур послужило причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик, возражая против исковых требований, указал, что в июне, августе 2014 года горячей водой не пользовался, в связи с чем письмом от 18.08.2014 № 7 просил сделать перерасчет в соответствии с представленным отчетом о потреблении (л.д.53,72).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что в спорный период тепловая энергия в горячей воде на объект ответчика не поставлялась.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Из материалов дела и пояснений истца и ответчика усматривается, что спор между сторонами возник по вопросу наличия либо отсутствия в июне 2014 года тепловой энергии на объекте по адресу: г. Киров, ул. Московская, д.25г, которая использовалась Обществом для целей приготовления горячей воды.

Из статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении», статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об энергосбережении») следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Количество тепловой энергии и масса (или объем теплоносителя, полученный потребителем), определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период. К учетным данным, помимо прочих, отнесен объем тепловой энергии, израсходованный потребителем, определенный по показаниям теплосчетчика (пункт 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утверждены Минтопэнерго 12.09.1995 № Вк-4936).

Законодательство допускает ведение коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем в оговоренных в законе случаях (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении», пункт 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»). В то же время этот способ учета является временным, а безусловный приоритет отдается учету по приборам. К тому же законодатель указал, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»).

Из материалов дела следует, что на объекте по адресу: г. Киров, ул. Московская, д.25г был установлен прибор учета SKM-1-03 (электромагнитный, заводской номер 23453).

Указанный прибор учета согласован сторонами в качестве расчетного приложением № 5 к договору (л.д. 24).

04.08.2014 указанный прибор учета был демонтирован и передан ответчиком на государственную поверку, что подтверждается актом сдачи-приема теплосчетчика в ремонт и (или) государственную поверку от 04.08.2014 (л.д.84). Указанным актом зафиксированы показания счетчика: М1-43476 т, Q-1933 Гкал.

Из материалов дела следует, что письмом от 18.08.2014 № 7 Общество обратилось в Компанию с просьбой сделать перерасчет за июнь 2014 года, представив соответствующий отчет о расходе тепла, а также указало, что в июле и августе 2014 года горячей водой не пользовалось (л.д. 53).

Как обоснованно указывается Компанией, Обществом при исполнении условий договора были нарушены требования пункта 3.7. договора, содержащего указание на обязанность потребителя ежемесячно, до 26 числа текущего месяца, представлять в Теплоснабжающую организацию подписанные уполномоченным лицом актуальные показания коммерческих приборов учета тепловой энергии; кроме того, Общество не уведомило Компанию о том, что не планирует использовать тепловую энергию для целей приготовления ГВС.

В связи с отсутствием у Компании информации о показаниях прибора учета за июнь 2014 года, на основании пункта 3.3. договора, указывающего, что при нарушении установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета количество тепловой энергии, потребленной потребителем, определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном приложением № 8 к договору, Компания произвела расчет объема тепловой энергии исходя из установленной договором тепловой нагрузки на ГВС.

Исходя из объяснений представителя истца, после получения письма от 18.08.2014 № 7 был организован выход сотрудника Компании на объект с целью подтверждения факта отсутствия ГВС, на что указало Общество, при этом какой-либо акт по итогам проверки не составлялся.

Вместе с тем, на основании объяснительной от 24.11.2014 и служебной записки от 26.11.2014 в платежные документы за август 2014 года были внесены изменения (снижение начислений до 0 Гкал, л.д. 51, 52).

В то же время Компания не нашла оснований для корректировки начислений по июню 2014 года, мотивируя данный отказ тем, что информация (отчет о расходе тепла) своевременно предоставлена не была.

Вместе с тем, позицию Компании в рассматриваемом случае нельзя признать обоснованной.

В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии.

В рассматриваемом случае отчет о расходе тепла, хотя и с нарушением срока, но был представлен; из указанного отчета следует, что показания приборов учета

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А17-4473/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также