Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А28-904/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 07 мая 2015 года Дело № А28-904/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Устюжанинова В.А., судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А., при участии представителя заявителя Солодовникова А.Г., действующего по доверенности от 12.01.2015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» на определение Арбитражного суда Кировской области от 03.04.2015 по делу № А28-904/2015, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю., по заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» (ИНН: 4345080043; ОГРН: 1044316526187) к Отделу ГИБДД УМВД России по городу Кирову (ИНН: 4345257660; ОГРН: 1094345009098) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» (далее – заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Отделу ГИБДД УМВД России по городу Кирову (далее – ответчик, Отдел ГИБДД) о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении от 29.01.2015 № 18810043142000000129 (далее – Постановление от 29.01.2015). Данным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Определением от 03.04.2015 производство по делу прекращено. Комитет, не согласившись с указанным определением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить названный судебный акт и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. По мнению заявителя, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм права и при неполном выяснении обстоятельств дела, в частности, без установления характера деятельности, в которой допущено правонарушение. В обоснование пояснено следующее. Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 5) применяется, если юридическое лицо привлекается к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Данные разъяснения в рассматриваемом случае не подлежали применению, так как Комитет привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, а именно: архитектурной деятельности, выразившейся в координации разработки проектной документации на объекты уличного освещения на автомобильной дороге (далее – автодорога) и в надзоре за их строительством. Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения организуются заявителем исключительно в рамках экономической (хозяйственной) деятельности по проектированию и строительству автодорог. Кроме того, вопреки положениям статьи 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), допускающей после исследования доказательств и судебных прений принятие единственного судебного акта – решения, суд первой инстанции в настоящем деле вынес определение. Отдел ГИБДД в отзыве опровергает доводы жалобы, считает, что оснований для отмены обжалуемого определения не имеется. При этом поясняет, ссылаясь на положения Устава, что Комитет является некоммерческой организацией, выполняет организационно-управленческие, а не экономические функции. Кроме того, в рассматриваемом случае заявитель привлечен к ответственности не в качестве субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а ввиду нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог. В силу статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ судебное заседание проведено без участия ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не явившегося в апелляционный суд. Представитель заявителя поддержал в судебном заседании доводы жалобы. Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица 19.05.2004, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1044316526187 (том 1, л.д. 32-44). Помимо того, в ЕГРЮЛ отражено, что основным видом деятельности заявителя является регулирование и содействий эффективному ведению экономической деятельности, деятельность в области региональной, национальной и молодежной политики. Среди дополнительных видов деятельности указана архитектурная деятельность. Из пунктов 1.1, 1.5, 1.9, 1.10, 2.1 Устава (том 1, л.д. 45-56), следует, что Комитет имеет статус некоммерческой организации в форме областного государственного казенного учреждения, осуществляет от имени Кировской области полномочия по управлению дорожным хозяйством Кировской области, для эффективного использования бюджетных средств является государственным заказчиком. Цель деятельности Комитета – организация развития сети автодорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения и обеспечения их сохранности; осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог; обеспечение соответствия сети автодорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Решением Ленинского районного суда города Кирова от 25.04.2013, вступившим в законную силу 09.07.2013, установлено, что пешеходный переход, расположенный на 18 километре автодороги Киров-Стрижи-Оричи, и остановка общественного транспорта в поселке Захарищевы, расположенная на этой же автодороге, должны быть оборудованы искусственным освещением. Данная автодорога является дорогой общего пользования Кировской области, находится в оперативном управлении Комитета. Исходя из приведенных обстоятельств, удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц; на Комитет возложена обязанность организовать искусственное освещение на упомянутых выше объектах – пешеходном переходе и остановке общественного транспорта (том 2, л.д. 15-20). Во исполнение названного судебного решения заявителем подписаны государственные контракты (том 1, л.д. 111-124, 161-185): - от 30.12.2013 № 0140200000813006029-0044953-02 на проектно-изыскательские работы, предусматривающий разработку проектной документации строительства линий электроосвещений на автодороге Киров-Стрижи-Оричи; - от 14.11.2014 № 2014.328882 на выполнение дорожных работ по строительству, предусматривающий строительство объектов наружного освещения на автодороге Киров-Стрижи-Оричи в ноябре 2014 года. 10.12.2014 в ходе обследования автодороги Киров-Оричи-Стрижи выявлены недостатки в ее содержании в части обустройства стационарного электрического освещения, в связи с чем должностным лицом Отдела ГИБДД 11.12.2014 вынесено определение № 43ОР 028805 о возбуждении дела об административном правонарушении, 22.01.2015 в отношении Комитета составлен протокол № 43АА 131279 об административном правонарушении (том 2, л.д. 10, 19-20). По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов административного дела должностным лицом Отдела ГИБДД вынесено Постановление от 29.01.2015, которым Комитету назначен штраф в сумме 300 000 рублей (том 2, л.д. 24). Из данного акта следует, что в действиях заявителя установлено наличие признаков правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ. При этом в качестве объективной стороны вменено нарушение требований пунктов 4.6.1.7, 4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-93). Комитет, полагая, что привлечен к административной ответственности незаконно, обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об отмене Постановления от 29.01.2015. В частности, заявитель ссылался на то, что по выявленным нарушениям не является субъектом ответственности и отсутствует его вина, в подтверждение чего обращал внимание на судебные акты по другим делам (том 1, л.д. 6-14). Отдел ГИБДД не согласился с заявленными требованиями, по основаниям, приведенным в отзыве (том 2, л.д. 8-11). Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, руководствовался положениями статей 29, 150, 207 АПК РФ, 12.34, 30.1 КоАП РФ, 2, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктом 33 Постановления Пленума ВС РФ № 5. При этом суд счел, что заявитель привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской или экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а ввиду нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С учетом этого, суд признал настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде. Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Предметом настоящего спора является требование о признании незаконным и об отмене Постановления от 29.01.2015, то есть решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которым ответчик назначил заявителю административное наказание по статье 12.34 КоАП РФ. В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Вместе с тем, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 19.07.2011 № 17-П, определение от 20.02.2014 № 261-О), право каждого на судебную защиту не предполагает возможность для заявителя по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами, к числу которых относится, в частности, АПК РФ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ). При этом никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. По смыслу статей 4, 27 АПК РФ, 3, 22 ГПК РФ дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникающие из публичных правоотношений, в частности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, рассматриваются как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции. Однако, в силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ, действующей с 15.11.2014) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Таким образом, необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом дел по заявлениям юридического лица или индивидуального предпринимателя об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является предпринимательский (экономический) характер административного правонарушения. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской (экономической) деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности. Административное правонарушение, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех юридических и (или) физических лиц, независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности, не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть, в таком правонарушении отсутствует предпринимательский (экономический) характер. Соответственно, постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде. В этих случаях указанные споры рассматриваются судами общей юрисдикции. По мнению апелляционного суда, у суда первой инстанции имелись основания признать настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, а с иным мнением заявителя не представляется возможным согласиться. Довод жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно применен пункт 33 Постановления Пленума Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А28-1306/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|