Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А82-10762/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 апреля 2015 года

Дело № А82-10762/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.   

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью «СпецКомплектация», ОГРН 1117604004990; ИНН 7604202676

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2015 по делу № А82-10762/2013, принятое судом в составе судьи Суркиной Т.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «СпецКомплектация» (ОГРН 1117604004990; ИНН 7604202676)

к казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» (ОГРН 1077604021560; ИНН 7604112197)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН 1027600691469; ИНН 7604016214); Департамент строительства Ярославской области (ОГРН 1027600685694; ИНН 7604036179); Правительство Ярославской области в лице департамента финансов Ярославской области (ОГРН 1027600695363; ИНН 7604002902)

о взыскании задолженности и неустойки,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «СпецКомплектация» (далее – истец, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» (далее – ответчик, Предприятие) о взыскании                   1 303 760 руб. 29 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды строительного оборудования от 20.05.2011 № 66 (далее - Договор) за период с 30.04.2012 по 30.04.2013 (далее – спорный период), 2 316 490 руб. 42 коп. неустойки за период  с 06.04.2012 по 18.07.2013.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 307, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определениями суда от 31.01.2014 и от 14.04.2014 к участию в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области и Правительство Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что государственными заказчиками, обязанными в установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) порядке осуществлять действия по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд, являются получатели бюджетных средств. Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, получателем бюджетных средств не признается и под понятие государственного заказчика, установленное Федеральным законом № 94-ФЗ, не подпадает. Ответчик, являясь коммерческой организацией, не был ограничен в правах по заключению сделок с истцом, законных оснований считать заключенный между сторонами Договор ничтожной сделкой не имеется.

Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие  в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих  в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 14 января 2015 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

20.05.2011 Общество (арендодатель) и государственное унитарное казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика» (арендатор, правопредшественник Предприятия) заключили Договор в редакции дополнительных соглашений № 1 от 31.12.2011, № 2 от 01.08.2012, согласно пункту 2.1 которого арендодатель предоставляет арендатору имеющееся в наличии на складах арендодателя оборудование за плату во временное владение, с правом владения и пользования на период срока аренды.

Согласно пункту 3.1 Договора размер арендной платы указан в накладной на прокат/возврат оборудования и спецификации (Приложение № 3 к Договору). Расчет арендной платы может производится исходя из цены аренды за один день или за месяц.  В случае расчета арендной платы исходя из месячной ставки при неполном месяце арендная плата рассчитывается по формуле: ставка арендной платы за месяц\количество дней в текущем месяце * фактическое количество дней аренды.

Фактическое количество дней аренды оборудования определяется как количество календарных дней, приходящихся на период между  датами выдачи и возврата оборудования включительно, с учетом дней фактического простоя оборудования (пункт 3.2 Договора).

  Оплата арендной платы  производится авансовым платежом на основании счета арендодателя не позднее 3-х рабочих дней с момента его выставления. В случае долгосрочной аренды (более 1  месяца) арендатор обязан производить оплату аренды оборудования по цене, указанной в накладной на прокат / возврат оборудования и спецификации (Приложение № 3к Договору), не позднее 5 числа оплачиваемого месяца (пункт 3.4 Договора).

В соответствии с пунктом 3.9 Договора при несвоевременной оплате или неоплате арендатором выставленного счета, либо нарушении сроков оплаты, предусмотренных пунктами 3.4 и 3.6 Договора, арендодатель вправе требовать неустойку в размере 0,5% от неуплаченной  суммы за каждый день просрочки. Обязанность по уплате пени возникает с момента получения требования об оплате пени.

Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2011. Если по истечении срока действия договора стороны не настаивают на его расторжении, то договор считается продленным на неопределенный срок (пункт 7.3 Договора).

Сторонами во исполнение условий Договора подписаны акты № 37 от 30.04.2012, № 51 от 31.05.2012, № 66 от 30.06.2012, № 35 от 31.07.2012, № 67 от 31.08.2012, № 300912-061Я от 30.09.2012,  № 121 от 17.10.2012, № 231012-001Я от 17.10.2012, № 171012-001Я от 17.10.2012, № 311012-001Я от 31.10.2012, № 162 от 23.11.2012, № 301112-027Я от 30.11.2012, № 311212-002Я от 31.12.2012, № 310113-035Я от 31.01.2013, № 280213-001Я от 28.02.2013, № 310313-014Я от 31.03.2013, № 300413-001Я от 30.04.2013 (т. 1, л.д. 32-50).

23.07.2013 письмом № 15 Общество направило в адрес Предприятия претензию о необходимости погасить задолженность в размере 1 303 760 руб. 29 коп. по Договору (т.1, л.д. 52).

Неоплата ответчиком задолженности по Договору явилась основанием для обращения Общества с иском в суд.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.

 Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяется Федеральный закон № 94-ФЗ.

В силу статьи 1 Закона № 94-ФЗ, действовавшего на момент заключения спорного Договора, данный закон регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения таких заказов.

В статье 3 Федерального закона № 94-ФЗ определено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

На основании статьи 5 Федерального закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Судом установлено и сторонами не отрицается, что Договор заключен без проведения  торгов.

Однако, суд апелляционной инстанции считает, что отношения, связанные с арендой движимого имущества, не являются предметом регулирования Федерального закона № 94-ФЗ.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 № 5128/12 согласно которой действие Федерального закона № 94-ФЗ охватывает лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ).

Договор по передаче имущества во временное владение и пользование за плату нельзя отнести ни к договорам, направленным на отчуждение товара, ни к договорам, направленным на выполнение работ и оказание услуг.

Аренда как вид обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, в Федеральном законе № 94-ФЗ не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм данного закона к арендным отношениям рассматривается с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг.

Предметом договора аренды являются: действия арендодателя, направленные на предоставление имущества во владение и пользование арендатора, на обеспечение беспрепятственного использования этого имущества арендатором (осуществление капитального ремонта, воздержание от действий, создающих препятствия в пользовании имуществом); действия арендатора, направленные на содержание имущества и использование его по назначению, предусмотренному договором, внесение арендной платы, а также действия, направленные на возврат арендованного имущества по окончании срока аренды. Предмет договора аренды включает в себя два рода объектов - соответствующие действия обязанных лиц и имущество, которое предоставляется во владение и пользование арендатора.

Предметом договора возмездного оказания услуг согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг. В обязательствах об оказании услуг результат

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А28-12218/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также