Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А82-18471/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 апреля 2015 года

Дело № А82-18471/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.   

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Ерошенко С.В., действующего на основании доверенности от 16.05.2014,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.02.2015 по делу № А82-18471/2014, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (ОГРН  1047600206334, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 8)

к открытому акционерному обществу «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» (ОГРН 1027601271103, Ярославская область, Тутаевский район, поселок Константиновский),

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее – заявитель, Управление) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» (далее – ответчик, Общество, ООО «ЯНПЗ им. Д.И.Менделеева»)  к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что свалка промышленных отходов, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером 76:15:022334:23 (Ярославская область, Тутаевский район, пос. Константиновский) зарегистрирована в государственном реестре объектов размещения отходов, действующем до утверждения приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592 нового государственного реестра объектов размещения отходов; предыдущий государственный реестр объектов размещения отходов был отменен как не соответствующий требованиям Федерального закона об отходах; в государственном реестре объектов размещения отходов, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592, свалка промышленных отходов, расположенная в Ярославской области, Тутаевском районе, пос. Константиновский не зарегистрирована, что не соответствует требованиям части 7  статьи 12 Федерального закона об отходах; проектная документация и экологическая экспертиза проектной документации, подтверждающие наличие зданий, строений, сооружений именно объектов размещения отходов - полигона на праве собственности или ином законном основании на свалку промышленных отходов, расположенную на земельном участке в Ярославской области, Тутаевском районе, пос. Константиновский, эксплуатируемую Обществом, отсутствует, что свидетельствует о том, что свалка не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона об отходах, СНиП 2.01.28-85, СП 11.7.1038-01, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

В заседании суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Обществу выдана лицензия № 076/00100 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - V класса опасности (том 1, л.д. 75). Срок действия лицензии - бессрочно.

В период с 15.10.2014 по 11.11.2014 на основании распоряжения от 06.10.2014 № 383 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения  Обществом природоохранного законодательства и лицензионных требований. По результатам проверки составлен акт от 11.11.2014 (том 1, л.д. ), из которого следует, что в соответствии с лицензией от 29.08.2012 № 076/00100, Общество осуществляет соответствующие виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: обезвреживание отходов I - V класса опасности; размещение отходов I - IV класса опасности. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: Ярославская область, Тутаевский район, пос. Константиновский. Размещение отходов III - IV классов опасности осуществляется на свалке промышленных отходов. Свалка располагается на земельном участке с кадастровым номером 76:1511602»334:23, принадлежащем Обществу на праве собственности (свидетельство от 11.06.201476-АБ № 945567). Свалка является земельным участком с выполненной обваловкой и обводной канавой по всему периметру. Обводная канава закольцована в пруд-отстойник, содержимое которого отводится на очистные сооружения предприятия.

По данным Общества свалка промышленных отходов была введена в эксплуатацию в 1979 году. Площадь объекта - 3, 0866 га, с учетом СЗЗ- 112, 72 га (СЗЗ - 500 метров). Проектная документация и экологическая экспертиза проектной документации на свалку  отсутствует. В государственном реестре объектов размещения отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592, данная организованная свалка не зарегистрирована.

В ходе проверки установлено, что документы, подтверждающие отнесение свалки промышленных отходов к сооружениям и объектам капитального строительства, отсутствуют.  Отсутствие объекта размещения отходов на праве собственности или ином законном основании, является, в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 (далее – Положение о лицензировании), грубым нарушением лицензионных требований.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ответчика протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (том 1, л.д. 71-74).

11.12.2014 в соответствии со статьями 202  - 204  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1  КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых основания для привлечения Общества к административной ответственности

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 205  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 3  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Из пункта 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании следует, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются, в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а»); наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами (подпункт «в»).

В соответствии с пунктом 4  Положения о лицензировании в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Из частей 1, 2, 3, 6, 7 статьи  12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон об отходах) в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, следует, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ следует, что для привлечения к административной ответственности следует установить наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Указанные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А29-9801/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также