Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А29-4427/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

 

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров ул. Хлыновская 3, http://2aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Киров

12 февраля 2009г.                                                             Дело № А29-4427/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009г.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2009г.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                            Поляковой С.Г.

судей                                                                          Губиной Л.В., Самуйлова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания   Поляковой С.Г.

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (от имени Управления федерального казначейства по Республике Коми)

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу № А29-4427/2008, принятое судом в составе судьи Вохтомина А.Ю.,

по иску Муниципального учреждения «Центральная районная больница»

к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми,

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления федерального казначейства по Республике Коми)

о взыскании убытков,

установил:

Муниципальное учреждение «Центральная районная больница» (далее – МУ «ЦРБ г. Вуктыл», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Российская Федерация, Минфин РФ – от имени УФК по РК, ответчик 1, заявитель) и Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее – ФОМС Республики Коми, ответчик 2) с требованием о взыскании 19.780 руб. убытков в виде разницы в заработной плате, установленной перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг.

Исковые требования МУ «ЦРБ г. Вуктыл» основаны на статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. № 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007г. расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи».

Требования истца мотивированы тем, что в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения медицинским работникам первичного звена – врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, участковым, а также их медицинским сестрам осуществляются денежные выплаты, производимые на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. № 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007г. расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи». Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания, включают в себя средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расходование средств субвенций, выделенных на указанные цели, на иные виды расходов, а именно: включение сумм субвенций в базу для исчисления среднего заработка, не предусмотрено. Источник выплаты учреждениям здравоохранения средств, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников в 2006г., законодательно не определен.

Ответчик 1, Управление федерального казначейства по Республике Коми, выступающее от имени Минфина РФ в интересах Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; указал, что порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006г. установлен Законом № 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации № 851. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 671 определен источник погашения задолженности учреждений здравоохранения, связанных в увеличением средней заработной платы медицинских работников – это средства нераспределенного резерва Федерального ФОМС. Решение о перераспределении средств принимается Федеральным ФОМС на основании сведений, предоставляемых территориальным ФОМС. В связи с этим ответчик полагает, что бездействие органов государственной власти Российской Федерации в виде не определения источника финансирования отсутствует.

Ответчик 2, ФОМС Республики Коми, при рассмотрении дела в суде первой инстанции в отзыве на иск отклонил заявленные требования; пояснил, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой госгарантий на 2006г. являлось расходным обязательством Российской Федерации. На федеральном уровне не принято решение по вопросу, касающемуся порядка и условий начисления отпускных и других выплат медицинским работникам первичного звена, участвовавшим в оказании дополнительной медицинской помощи в 2006г.

ФОМС Республики Коми также пояснил, что поскольку включение сумм указанных выплат в расчет среднего заработка в 2006г. законодательством не предусмотрено, расходование федеральных средств ФОМС РК на эти цели будет являться нарушением положений статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и квалифицироваться как нецелевое использование средств.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу № А29-4427/2008 исковые требования МУ «ЦРБ г. Вуктыл» удовлетворены в части: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения «Центральная районная больница» взыскано 19.780 руб. убытков и 791 руб. 20 коп. расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении исковых требований к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми отказано.

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что органы государственной власти Российской Федерации бездействовали и не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в 2006г. государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (от имени Управления федерального казначейства по Республике Коми) обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу № А29-4427/2008 и вынести новый судебный акт о взыскании спорных денежных сумм с надлежащего ответчика.

Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает следующее.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006г. установлен Законом № 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не было предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с этим в 2008г. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 671 определен источник погашения задолженности учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников – это средства нераспределенного резерва Федерального ФОМС.

В указанных правилах обращается внимание на то, что разработаны они в целях ликвидации задолженности по денежным выплатам врачам, участвующим в реализации государственного задания с учетом гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации. Перераспределение субвенций осуществляется с 4 квартала 2008г. Решение о перераспределении средств принимаются Федеральным ФОМС на основании сведений, предоставляемых территориальным ФОМС.

Таким образом, полагает заявитель, настоящая заявка должна быть направлена Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми; бездействие органов государственной власти Российской Федерации в виде не определения источника финансирования в данном случае отсутствует.

Истец МУ «ЦРБ г. Вуктыл» и ответчик ФОМС РК в отзывах на апелляционную жалобу отклоняют доводы заявителя жалобы, просят решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу № А29-4427/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.

Как следует из материалов дела, заочным решением мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 07.11.2007г. по делу № 2-1365/07 исковые требования Деминского Григория Васильевича к МУ «ЦРБ г. Вуктыл» о перерасчете среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. и взыскании разницы невыплаченных денежных сумм удовлетворены. Суд обязал МУ «ЦРБ г. Вуктыл» произвести перерасчет среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. Деминскому Г.В.

Дополнительным решением от 14.12.2007г. по делу № 2-1365/07 суд взыскал с МУ «ЦРБ г. Вуктыл» в пользу Деминского Г.В. разницу в заработной плате установленную перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. в сумме 51.772 руб. 87 коп.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007г. № 833 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. № 825» финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьями Трудового кодекса Российской Федерации – 114; часть 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187. Данное постановление вступило в силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007г.

ФОМС РК на данные расходы были перечислены денежные средства в МУ «ЦРБ г. Вуктыл» в сумме 31.992 руб. 87 коп., которые были выплачены Деминскому Г.В. 28.03.2008г., что подтверждается платежной ведомостью от 28.03.2008г. № 354.

Разница с присужденной суммой составила 19.780 руб., которые были выплачены Деминскому Г.В. за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности МУ «ЦРБ г. Вуктыл», что подтверждается расходными кассовыми ордерами от 21.02.2008г. № 180 на сумму 12.522 руб.; от 08.05.2008г. № 536 на сумму 6.314 руб.; от 20.05.2008г. № 569 на сумму 944 руб.

Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2007г. № 833 (в ред. постановления от 28.12.2006г. № 825) должно распространяться и на 2006г., а, следовательно, уплаченные работнику денежные средства в виде оплаты отпускных и выплаты пособия по временной нетрудоспособности должны возмещаться учреждению в полном объеме; просил взыскать с ответчиков свои расходы в сумме 19.780 руб.

Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца за счет средств казны Российской Федерации в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 851 утверждены Правила предоставления в 2006г. субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее – Правила).

В пункте 6 Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006г. установлен Законом № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006г.» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А29-5708/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Отказать в отложении судебного разбирательства (ст.157, 158 АПК)  »
Читайте также