Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу n А82-9022/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 26 марта 2015 года Дело № А82-9022/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Хоровой Т.В., Кононова П.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия сторон и третьих лиц, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рябева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2014 по делу №А82-9022/2014, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л., по заявлению индивидуального предпринимателя Рябева Владимира Николаевича (ИНН: 760404608507, ОГРН: 310760425600073) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН: 7606052909, ОГРН: 1057601079470), третьи лица: Густов Сергей Вениаминович (место проживания: 150006, Ярославская область, г. Ярославль), Густова Ольга Викторовна (место проживания: 127549, г. Москва), о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 09.06.2014 № 844, установил:
индивидуальный предприниматель Рябев Владимир Николаевич (далее – заявитель, ИП Рябев В.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – ответчик, Управление Роспотребнадзора, надзорный орган) обязательного для исполнения предписания от 09.06.2014 № 844 об устранении выявленных при обследовании занимаемого им помещения нарушений. Определением суда от 23.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Густова Ольга Викторовна и Густов Сергей Вениаминович, владеющие на праве общей долевой собственности помещениями, одно из которых в своей предпринимательской деятельности использует ИП Рябев В.Н. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Предприниматель отмечает, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не предусматривают возможность выдачи в рамках производства по делу об административном правонарушении предписаний; при выявлении нарушений санитарного законодательства в соответствии с нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) выдача предписания допускается лишь в рамках осуществляемого соответствующими органами государственного или муниципального надзора, при проведении которого надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). ИП Рябев В.Н. настаивает на том, что при проведении должностными лицами Управления Роспотребнадзора проверки положения Закона № 294-ФЗ не соблюдались. Также заявитель обращает внимание на то, что деятельность по реализации алкогольной продукции в осмотренном надзорным органе помещении осуществляет Густов С.В.; ссылается на то, что из протокола осмотра от 23.05.2014 не следует, какое именно помещение осматривалось в ходе контрольных мероприятий; кроме того, материалами дела не подтверждается факт наличия трудовых отношений с Соловьевой В.Х., которая при производстве по делу об административном правонарушении была опрошена в качестве представителя ИП Рябева В.Н. Также Предприниматель указывает на имеющиеся в материалах рассматриваемого Арбитражным судом Ярославской области дела № А82-9510/2014 доказательства того, что на момент составления протокола осмотра заявитель был лишен доступа к арендуемому им помещению, а следовательно, не имел возможности осуществлять в нем какую-либо деятельность. Управление Роспотребнадзора просит принять во внимание отзыв, направленный в суд первой инстанции. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, назначенном на 17.03.2015, объявлялся перерыв до 24.03.2015. Стороны своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды нежилого помещения от 03.12.2013, заключенного между Густовой О.В. (арендодатель) и ИП Рябевым В.Н. (арендатор), в пользование Предпринимателю передана принадлежащая арендодателю на праве общей долевой собственности 1/2 доли нежилого помещения общей площадью 69,37 кв.м., расположенного на 1 этаже в здании по адресу: г. Ярославль, пр-т Фрунзе, д. 35/17, для использования в целях осуществления в нем розничной торговли (л.д. 19-21, 23). 19.05.2014 в Управление Роспотребнадзора поступило письменное обращение Густова С.В. по поводу нарушения законодательства в помещении, арендуемом ИП Рябевым В.Н., в котором указано, что помещение Предприниматель занимает полностью и использует его не по назначению; фактически в помещении находится пивная; эксплуатация помещения осуществляется с нарушением санитарного законодательства, что влечет за собой жалобы жильцов дома на грязь и шум (л.д. 31). 20.05.2014 на основании данного обращения должностным лицом надзорного органа было вынесено определение о возбуждении в отношении Предпринимателя дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 36). 23.05.2014 в рамках производства по делу об административном правонарушении сотрудниками Управления Роспотребнадзора был проведен осмотр занимаемого ИП Рябевым В.Н. помещения, в ходе которого установлено, что Предпринимателем допускаются нарушения санитарного законодательства, а именно: технические возможности помещения закусочной-пивной не обеспечивают соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к санитарной обработке оборудования, инвентаря, правил личной гигиены, так как отсутствует помещение моечной инвентаря и раковина для мытья рук на рабочем месте продавца; отсутствует отдельный туалет с раковиной для мытья рук для посетителей, имеющийся санузел, расположенный в производственной зоне пивной-закусочной, используется и персоналом, и посетителями, тем самым допускается встречное движение посетителей и персонала; уборочный инвентарь для мытья пола в туалете, обеденном зале, производственных помещениях, для мытья оборудования не замаркирован. Данные обстоятельства квалифицированы в качестве нарушения требований пунктов 3.14, 4.1, 5.1, 5.11, 5.13, 5.14, 6.1, 6.4, 6.6, 6.14, 15.1, 15.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 (далее – СП 2.3.6.1079-01). Результаты осмотра зафиксированы проверяющими в протоколе от 23.05.2014 (л.д. 39), к которому приложены сделанные в ходе проведения осмотра фотоснимки (л.д. 40-52). Также были получены объяснения продавца пивной Соловьевой В.Х. (л.д. 53). 09.06.2014 в адрес ИП Рябева В.Н. было выдано обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым Предпринимателю в целях устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей было предложено не допускать реализации пива для употребления в обеденном зале с телевизионным сопровождением до оборудования отдельного санузла для посетителей; оборудовать раковину для мытья рук на рабочем месте продавца, а также моечную инвентаря; замаркировать по назначению уборочный инвентарь, упорядочить его хранение (л.д. 9). Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным. Суд первой инстанции признал доказанным вывод надзорного органа об осуществлении ИП Рябевым В.Н. предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с нарушением обязательных требований, не усмотрел нарушений со стороны Управления Роспотребнадзора при проведении в отношении Предпринимателя контрольных мероприятий, в ходе которых произведен осмотр занимаемого им помещения пивной, в связи с чем, не выявив совокупности условий, необходимых для признания предписания ответчика недействительным, отказал в удовлетворении заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания в числе прочего выяснению подлежит наличие полномочий у вынесшего это предписание органа, оснований для проведения проверки и выдачи предписания, а также наличие у заявителя обязанности по соблюдению указанных в предписании положений закона и проведению требуемых мероприятий. Судом первой инстанции со ссылкой на положения договора аренды нежилого помещения, содержание информационной вывески перед входом в помещение на фасаде здания, объяснения продавца Соловьевой В.Х. и иные материалы дела сделан вывод о том, что ИП Рябевым В.Н. в спорном помещении оказывались услуги общественного питания с нарушением требований санитарного законодательства. Вместе с тем судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства. Предметом обжалования в рамках настоящего дела является предписание Управления Роспотребнадзора от 09.06.2014 № 844 об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, которое выдано на основании материалов административного расследования, проведенного в отношении ИП Рябева В.Н. Надзорный орган в своих письменных пояснениях указывал на то, что данное предписание выдано на основании части 2 статьи 50 Закона № 52-ФЗ (при этом в предписании отсутствует ссылка на вышеуказанную норму права). Согласно части 2 статьи 50 Закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. При этом данная норма не содержит указания на порядок выдачи предписания. Вместе с тем предписание как документ, содержащий властные указания, то есть являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдано произвольно. Поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность, факты, изложенные в предписании, должны быть в необходимой степени обоснованы. Предписание должно выдаваться только по результатам юрисдикционной процедуры, в ходе которой выявляется факт нарушения. Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Законом № 294-ФЗ. Названный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данным законом установлен, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Статьей 17 Закона № 294-ФЗ предусмотрены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Пунктом 1 части 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу n А29-8548/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|