Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А28-9146/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 января 2015 года

Дело № А28-9146/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.   

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Сысолятиной К.А.,

при участии в судебном заседании:

заявителя – Золенковой А.Е.,

представителей заявителя – Бакулина М.П., действующего на основании доверенности от 27.10.2014, Щекотова Ю.В., действующего на основании доверенности от 27.10.2014.

При участии с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Нижегородской области:

представителя ответчика – Кабановой А.В., действующей на основании доверенности от 12.0.12015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу

на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014 по делу № А28-9146/2014, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Золенковой Елены Александровны (место регистрации: Кировская область, г. Кирово-Чепецк)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

о признании недействительным предписания,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Золенкова Елена Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Золенкова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – ответчик, административный орган, Управление Росфинмониторинга) о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2014 № 04-14/257/1 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и о признании недействительным предписания от 29.07.2014 № 17-04-07/7622.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014 требования ИП Золенковой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2014 № 04-14/257/1 удовлетворены. В отношении требования о признании недействительным предписания от 29.07.2014 № 17-04-07/7622 производство по делу судом прекращено в связи с отказом предпринимателя от данного требования.

Не согласившись с принятым решением, Управление Росфинмониторинга обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению административного органа, исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) предприниматель является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. Управление считает факт осуществления ИП Золенковой Е.А. посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подтвержденным материалами дела.

Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.

ИП Золенкова Е.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебном заседании возражала против доводов заявителя, просила оставить решение суда без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Золенкова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 311431202400013. Согласно выписке из ЕГРИП от 21.08.2014 и выписки из статистического регистра хозяйствующих субъектов № 16-02-09/259 основным видом экономической деятельности ИП Золенковой Е.А. является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.

В период с 29.05.2014 по 06.06.2014 Кирово-Чепецкой городской прокуратурой Кировской области проведена проверка соблюдения ИП Золенковой Е.А. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

06.06.2014 по результатам проведенной проверки заместителем Кирово-Чепецкого городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которым установлены следующие нарушения ИП Золенковой Е.А. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма:

-нарушение подпункта «д» пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 (далее – Положение № 58), выразившееся в  неосуществлении ИП Золенковой Е.А. действий по постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

-нарушение пунктов 2, 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а именно: неутверждение предпринимателем правил внутреннего контроля, непрохождение обучения ИП Золенковой Е.А. в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203.

Указанные действия (бездействие) предпринимателя квалифицированы по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановление вынесено заместителем Кирово-Чепецкого городского прокурора с участием ИП Золенковой Е.А., копия постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вручена заявителю 06.06.2014 лично под роспись.

Указанное постановление вместе с материалами проверки направлено руководителю Управления Росфинмониторинга для рассмотрения по существу.

28.07.2014 руководитель Управления Самарин А.П. рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес постановление № 04-14/257/1 о признании ИП Золенковой Е.А. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ИП Золенковой Е.А. события и состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем признал оспариваемое постановление Управления Росфинмониторинга от 28.07.2014 № 04-14/257/1 незаконным и отменил его.  

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

В силу примечания к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Отношения, возникающие в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статьями 1, 2 Закона № 115-ФЗ данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Понятия внутреннего контроля, организации внутреннего контроля и его осуществления даны в статье 3 Закона № 115-ФЗ.

Согласно данной норме внутренний контроль это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Статьей 4 Закона № 115-ФЗ установлено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Таким  образом, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны соблюдать требования Закона № 115-ФЗ и соответственно в случае их нарушения могут выступать субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ.

С учетом изложенного в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела в силу ст. 26.1 КоАП РФ входит вопрос о том, является ли ИП Золенкова Е.А. лицом, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и соответственно субъектом указанного административного правонарушения. В соответствии с положениями ст. 1.5, 26.1 КоАП РФ обязанность по доказыванию указанного факта возложена на Управление Росфинмониторинга. При рассмотрении данного дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал факт оказания ИП Золенковой Е.А. посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, необходимость соблюдения ею требований Закона № 115-ФЗ, а соответственно и не установил в ее действиях событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данный вывод правильным и не подлежащим переоценке в связи со следующим.

Посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества являются одним из видов возмездных услуг. Соответственно при их оказании подлежат применению правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) «Возмездное оказание услуг».

В соответствии с ч. 1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А29-11229/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также