Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А28-9146/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 23 января 2015 года Дело № А28-9146/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А., при участии в судебном заседании: заявителя – Золенковой А.Е., представителей заявителя – Бакулина М.П., действующего на основании доверенности от 27.10.2014, Щекотова Ю.В., действующего на основании доверенности от 27.10.2014. При участии с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Нижегородской области: представителя ответчика – Кабановой А.В., действующей на основании доверенности от 12.0.12015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014 по делу № А28-9146/2014, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Золенковой Елены Александровны (место регистрации: Кировская область, г. Кирово-Чепецк) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, о признании недействительным предписания, установил:
индивидуальный предприниматель Золенкова Елена Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Золенкова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – ответчик, административный орган, Управление Росфинмониторинга) о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2014 № 04-14/257/1 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и о признании недействительным предписания от 29.07.2014 № 17-04-07/7622. Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014 требования ИП Золенковой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2014 № 04-14/257/1 удовлетворены. В отношении требования о признании недействительным предписания от 29.07.2014 № 17-04-07/7622 производство по делу судом прекращено в связи с отказом предпринимателя от данного требования. Не согласившись с принятым решением, Управление Росфинмониторинга обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) предприниматель является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. Управление считает факт осуществления ИП Золенковой Е.А. посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подтвержденным материалами дела. Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе. ИП Золенкова Е.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебном заседании возражала против доводов заявителя, просила оставить решение суда без изменения. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, Золенкова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 311431202400013. Согласно выписке из ЕГРИП от 21.08.2014 и выписки из статистического регистра хозяйствующих субъектов № 16-02-09/259 основным видом экономической деятельности ИП Золенковой Е.А. является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества. В период с 29.05.2014 по 06.06.2014 Кирово-Чепецкой городской прокуратурой Кировской области проведена проверка соблюдения ИП Золенковой Е.А. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. 06.06.2014 по результатам проведенной проверки заместителем Кирово-Чепецкого городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которым установлены следующие нарушения ИП Золенковой Е.А. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: -нарушение подпункта «д» пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 (далее – Положение № 58), выразившееся в неосуществлении ИП Золенковой Е.А. действий по постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу; -нарушение пунктов 2, 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а именно: неутверждение предпринимателем правил внутреннего контроля, непрохождение обучения ИП Золенковой Е.А. в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203. Указанные действия (бездействие) предпринимателя квалифицированы по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Постановление вынесено заместителем Кирово-Чепецкого городского прокурора с участием ИП Золенковой Е.А., копия постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вручена заявителю 06.06.2014 лично под роспись. Указанное постановление вместе с материалами проверки направлено руководителю Управления Росфинмониторинга для рассмотрения по существу. 28.07.2014 руководитель Управления Самарин А.П. рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес постановление № 04-14/257/1 о признании ИП Золенковой Е.А. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене. При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ИП Золенковой Е.А. события и состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем признал оспариваемое постановление Управления Росфинмониторинга от 28.07.2014 № 04-14/257/1 незаконным и отменил его. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. В силу примечания к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Отношения, возникающие в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Закон № 115-ФЗ). В соответствии со статьями 1, 2 Закона № 115-ФЗ данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Понятия внутреннего контроля, организации внутреннего контроля и его осуществления даны в статье 3 Закона № 115-ФЗ. Согласно данной норме внутренний контроль это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Статьей 4 Закона № 115-ФЗ установлено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Таким образом, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны соблюдать требования Закона № 115-ФЗ и соответственно в случае их нарушения могут выступать субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ. С учетом изложенного в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела в силу ст. 26.1 КоАП РФ входит вопрос о том, является ли ИП Золенкова Е.А. лицом, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и соответственно субъектом указанного административного правонарушения. В соответствии с положениями ст. 1.5, 26.1 КоАП РФ обязанность по доказыванию указанного факта возложена на Управление Росфинмониторинга. При рассмотрении данного дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал факт оказания ИП Золенковой Е.А. посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, необходимость соблюдения ею требований Закона № 115-ФЗ, а соответственно и не установил в ее действиях событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данный вывод правильным и не подлежащим переоценке в связи со следующим. Посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества являются одним из видов возмездных услуг. Соответственно при их оказании подлежат применению правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) «Возмездное оказание услуг». В соответствии с ч. 1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А29-11229/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|