Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А82-7949/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, ã. Êèðîâ, óë. Õëûíîâñêàÿ, 3, http://2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 23 января 2009 года Дело № А82-7949/2008-20 Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2009 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Перминовой Г.Г., Буториной Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2008 по делу № А82-7949/2008-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н. по заявлению индивидуального предпринимателя Черного Игоря Владимировича к Департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области о признании приказа незаконным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Черный Игорь Владимирович (далее – заявитель, ИП Черный И.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным приказа директора Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее – директор Департамента) от 14.05.2008 № 101-з «Об отказе Черному И.В. в предварительном согласовании места размещения кафе по ул. Панина, напротив дома № 24». Первоначально данное требование было адресовано Правительству Ярославской области. Определением от 18.09.2008 на основании ходатайства Предпринимателя суд произвел замену ответчика на Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее – ответчик, Департамент) К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области (далее – ДГиА). Решением суда первой инстанции от 10.11.2008 требование заявителя удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным, на Департамент возложена обязанность, устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Предпринимателя, обеспечив в установленные сроки обращение в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Также с Департамента в пользу ИП Черного И.В. взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 100 руб. Не согласившись с данным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное толкование пункта 5 статьи 30, пунктов 1, 2, 5, 6, 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и нарушение норм процессуального права (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит решение от 10.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Черного И.В. По мнению ответчика, исходя из смысла вышеназванных норм ЗК РФ, право на защиту законных интересов лица возникает, если уполномоченным органом выдан акт выбора земельного участка, а в принятии решения о предварительном согласовании отказано. В связи с этим считает, что в рассматриваемом случае предмет судебной защиты отсутствует. Кроме того, Департамент обращает внимание на то, что Закон Ярославской области 27.04.2007 № 21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области» (далее – Закон ЯО № 21-з), Положение о Департаменте по управлению государственным имуществом Ярославской области, утвержденное постановлением администрации Ярославской области от 02.04.2007 № 116 (далее – Положение о Департаменте), и абзац 2 пункта 2.7 Порядка взаимодействия администрации области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 № 487 (далее – Порядок взаимодействия), не наделяют его полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 22 ЗК РФ не содержат императивных норм, обязывающих собственника распорядиться принадлежащим ему земельным участком. В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что в данном случае предметом судебной защиты является приказ от 14.05.2008 № 101-з; отсутствие воли собственника на распоряжение земельным участком основанием отказа в предварительном согласовании места размещения объекта не являлось. Заявитель полагает, что Департамент может осуществлять все мероприятия, проведение которых предусмотрено Законом ЯО № 21-з и Порядком взаимодействия при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта. В отзыве на апелляционную жалобу ДГиА поддерживает требования заявителя апелляционной жалобы, считает оспариваемый Предпринимателем приказ от 14.05.2008 № 101-з законным, а размещение кафе в рекреационной зоне - недопустимым. Лица, участвующие в деле явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.01.2008 ИП Черный И.В. обратился в Администрацию Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – кафе по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, ул. Панина, напротив дома № 24, примерная площадь земельного участка – 1500 кв.м., испрашиваемое право на землю – аренда. Письмом от 01.02.2008 № 05-12-301 ДГиА сообщило Департаменту о том, что согласно генеральному плану г.Ярославля, утвержденному решением муниципалитета от 06.04.2006 № 226 (далее – Генеральный план города), данный земельный участок расположен в рекреационной территориальной зоне. 07.05.2008 Комиссия по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле приняла решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. На основании данного решения, а также пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, пункта 2.4 Порядка взаимодействия директор Департамента 14.05.2008 издал приказ № 101-з об отказе Предпринимателю в предварительном согласовании места размещения кафе на земельном участке ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенном по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, ул. Панина, напротив дома № 24, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне, используемой и предназначаемой для организации отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом в соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статьей 85 ЗК РФ. Считая данный приказ незаконным, ИП Черный И.В. оспорил его в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для вывода о том, что размещение кафе на спорном земельном участке, который не является городским парком, сквером, садом, не соответствует его целевому назначению. Текстовые материалы и карты, составляющие содержание генерального плана г. Ярославля, не представлены. Градостроительный регламент в отношении соответствующей территориальной зоны не установлен. По мнению суда, для признания приказа от 14.05.2008 № 101-з ненормативным актом, нарушающим права и законные интересы заинтересованного лица, не имеет значения, предшествовало ли принятию изложенного в нем решения обращение исполнительного органа области в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего. В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно абзацу третьему пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» рàñïîðÿæåíèå çåìåëüíûìè ó÷àñòêàìè, ãîñóäàðñòâåííàÿ ñîáñòâåííîñòü íà êîòîðûå íå ðàçãðàíè÷åíà, â ïîñåëåíèÿõ, ÿâëÿþùèõñÿ àäìèíèñòðàòèâíûìè öåíòðàìè (ñòîëèöàìè) ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, îñóùåñòâëÿåòñÿ îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ óêàçàííûõ ïîñåëåíèé, åñëè çàêîíàìè ñîîòâåòñòâóþùèõ ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íå óñòàíîâëåíî, ÷òî ðàñïîðÿæåíèå òàêèìè çåìåëüíûìè ó÷àñòêàìè îñóùåñòâëÿåòñÿ èñïîëíèòåëüíûìè îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, à òàêæå åñëè иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Часть 1 статьи 3 Закона ЯО № 21-з наделяет Администрацию Ярославской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства). С 14.02.2008 высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области именуется Правительством (Закон Ярославской области от 08.02.2008 № 5-з). Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка для строительства в г. Ярославле с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован разделом 2 Порядка взаимодействия, согласно которому заявление подается заинтересованным лицом в Администрацию (Правительство) области. В заявлении указывается назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 2.1 Порядка взаимодействия). Содержание заявления ИП Черного В.И. от 24.01.2008 (л.д. 34 - 37) данным требованиям соответствует. Согласно пункту 2.2 Порядка взаимодействия заявление регистрируется в департаменте по управлению земельными ресурсами области, который направляет копии заявления и прилагаемых к нему документов в ДГиА, комиссию Администрации области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в городе Ярославле (далее - Комиссия). Также департамент по управлению земельными ресурсами области вправе направлять запросы в государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области, управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, органы местного самоуправления городского округа город Ярославль. В течение четырнадцати дней со дня регистрации заявления департамент по управлению земельными ресурсами области представляет в Комиссию информацию о наличии или отсутствии заявителей и правообладателей на испрашиваемый земельный участок и об объектах недвижимости, расположенных на нем, их правообладателях, а ДГиА - информацию о разрешенном использовании земельного участка и выводы о возможности и целесообразности размещения предполагаемого объекта строительства (пункт 2.3 Порядка взаимодействия). После чего Комиссия принимает решение об обращении в органы местного самоуправления городского округа город Ярославль о проведении мероприятий в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. В случае отказа в предварительном согласовании места размещения объекта департамент по управлению земельными ресурсами области в течение семи дней со дня принятия Комиссией соответствующего решения издает приказ с указанием причин отказа и направляет его заявителю (пункт 2.4 Порядка взаимодействия). На основании постановления Правительства Ярославской области от 19.03.2008 № 50 функции ликвидированного департамента по управлению земельными ресурсами области переданы Департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области. Таким образом, оспариваемый приказ от 14.05.2008 № 101-з издан директором Департамента с соблюдением указанной процедуры и предоставленных ему полномочий. В соответствии с пунктом 1.1, 5.1.10 Положения о Департаменте ответчик является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению собственностью области, в том числе земельными участками. Приказы, изданные им в пределах данных полномочий, обязательны для исполнения. Поэтому рассматриваемый приказ Департамента (л.д. 5) является ненормативным (индивидуальным) актом органа исполнительной власти субъекта РФ и может быть оспорен лицом, которому он адресован, то есть Предпринимателем, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, выдавался ли акт выбора земельного участка. Из текста приказа от 14.05.2008 № 101-з следует, что причиной отказа ИП Черному И.В. в предварительном согласовании места размещения кафе стало нахождение испрашиваемого им земельного участка в рекреационной территориальной зоне. Соответствующая информация была получена департаментом по управлению земельными ресурсами области от ДГиА и Департамента архитектуры и развития г. Ярославля, письма которых (л.д. 22, 23) содержат ссылку на Генеральный план города и входящую Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А28-5646/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|