Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А28-5408/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 октября 2014 года

Дело № А28-5408/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года. 

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сандалова В.Г.,

судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Чебыкина И.Д., действующего на основании доверенности от 29.03.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Моломский лесохимический завод»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2014 по делу          № А28-5408/2014, принятое судом в составе судьи Пономаревой Е.Л.,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к открытому акционерному обществу «Моломский лесохимический завод» (ИНН 4323000118, ОГРН 1024300861078)

о взыскании 268 215 руб.,

установил:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД», железная дорога) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к открытому акционерному обществу «Моломский лесохимический завод» (далее – ответчик, ОАО «Моломский лесохимический завод», завод, заявитель жалобы) 268 215 руб. штрафа за несоответствие сведений, указанных в железнодорожной накладной.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2014 взыскано с ОАО «Моломский лесохимический завод» в пользу ОАО «РЖД» 200 000 руб. штрафа за несоответствие сведений, указанных в железнодорожной накладной.

ОАО «Моломский лесохимический завод» с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы указывает, что масса груза определена им на вагонных весах, исправное техническое состояние которых подтверждается свидетельством о поверке, действительным до 24.05.2014 и актом о поверке весов на станции от 24.05.2013. Истцом не представлены доказательства исправного технического состояния вагонных весов марки ВЦ-150, на которых производилось измерение массы вагона № 60307766 и на которые имеется ссылка в коммерческом акте от 23.07.2013. Согласно акту общей формы взвешивание производилось на весах № 2777, однако к материалам дела приобщен паспорт № 2 на весы № 8850. При этом в данном паспорте указано, что последняя поверка указанных в нем весов проводилась 16.08.2012, в то время как в соответствии с пунктом 8 паспорта периодичность поверки весов должна быть 1 раз в шесть месяцев. Таким образом, имеется пропуск срока поверки весов, что, в свою очередь, подвергает сомнению полученные результаты перевески вагона сведения о весе брутто. Это подтверждается и  отметками, сделанными 16.08.2012 в паспорте № 2 на весы № 8850, согласно которым «весам не представляется возможным провести годовой ремонт из-за отсутствия не предоставлением ДМ запасных частей к вагонным весам», что ставит под сомнение возможность использования весов № 8850 для взвешивания вагонов и предполагает недостоверность их показаний при определении массы груза в вагоне. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, истцом нарушена технология взвешивания и порядок расчета массы груза, изложенные в Рекомендациях МИ 3115-2008, а именно: в коммерческом акте от 23.07.2013 указано, что взвешивание производилось с остановкой без расцепки вагона, и масса груза определена расчетным путем, что дает приблизительное значение. Также в указанном акте говорится о погрешности весов +/- 0,5 %, а в книге учета контрольных перевесок вагона ГУ-78 указана +/- 1 %. Также ответчик не согласен с датой перевески, поскольку в коммерческом акте указано, что она производилась 23.07.2013, а в акте общей формы № 769 и книге учета ГУ-78 - 22.07.2013. Судом не учтено, что вагон следовал по двум транспортным железнодорожным накладным, имеющим один и тот же № ЭЭ232356, но содержащие разные сведения в части массы груза 65 000 кг и 68 900 кг. Также, по мнению завода, взысканный штраф явно не соразмерен последствию несоответствия изложенных им сведений о массе груза, поскольку последствий, изложенных в статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (создание угрозы безопасности движения), истец не указывает. В данном случае, сумма штрафа в 230 раз превышает сумму добора тарифа. Такое несоответствие применяемой меры гражданско-правовой ответственности явно противоречит принципу соразмерности юридической ответственности.

ОАО «РЖД» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что поверка весов №№ 2777 и 8850 произведена  в установленные сроки, а именно поверка весов № 2777 действовала до 16.08.2013, а весов № 8850 - до 16.04.2014, весы находились в исправном состоянии. При этом необходимо учитывать, что согласно Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, основанием для привлечения к ответственности грузоотправителя является коммерческий акт, содержащий сведения о нарушении Устава, а не акт общей формы. Доводы ответчика относительно сомнений в дате выполнения контрольной перевески являются несостоятельными, поскольку из коммерческого акта следует, что акт составлен 23.07.2013, а контрольное взвешивание, согласно сведениям, указанным в акте производилось 22.07.2013. В отношении следования груза по двум накладным с разным весом истец указывает, что согласно электронной заявке на перевозку груза ответчиком заявлено к перевозке 65000 кг груза, что соответствует накладной представленной истцом, накладная с указанием массы груза в размере 68900 кг представлена ответчиком, при этом такой заявки ответчиком не представлено. Также истец считает, что ответчиком не представлено доказательств несоразмерности штрафа.           

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и возражения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между 02.07.2013 ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Моломский лесохимический завод» (грузоотправитель) заключен договор перевозки груза «Пиломатериалы хвойный обрезной 6м» весом 65000 кг от станции Альмеж Горьковской железной дороги до станции Тимошевская Северо-Кавказской железной дороги (железнодорожная накладная ЭЭ232356, вагон № 60307766) (л.д.-13).

Грузоотправителем определен и указан им в транспортной железнодорожной накладной вес груза (масса нетто) - 65000 кг. Грузоподъемность вагона - 69,5 тонн.

Железная дорога начислила провозную плату с учетом веса груза согласно Прейскуранту 10-01 (Тарифное руководство № 2) в сумме 52 778 руб.

23.07.2013 на станции Лихая произведена контрольная перевеска вагона     № 60307766 на станционных вагонных весах марки ВЦ-150. При перевеске установлено, что масса нетто составляет 68000 кг.

По расчетам истца ответчик занизил массу груза, указанную в  транспортной накладной на 3900 кг, в связи с чем штраф за несоответствие сведений, указанных в ж/д накладной, составил 268 215 руб.

ОАО «РЖД» в уведомлении от 25.12.2013 № 2128 предложило ответчику уплатить сумму штрафа.

Поскольку в добровольном порядке завод сумму штрафа не уплатил, железная дорога обратилась в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, и, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.

На основании статьи 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

По пункту 16 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 28 (далее – Правила № 28) взвешивание грузов на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание во время движения вагонов разрешается только на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Взвешивание в движении цистерн с жидкими грузами допускается только при условии одновременного нахождения всех колес цистерны на грузоприемном устройстве, т.е. повагонно.

С остановкой и расцепкой вагонов взвешиваются перевозимые насыпью зерновые, хлебные грузы, семена бобовых культур, комбикорма, отруби, перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, непакетированные металлы цветные и лом цветных металлов, пищевые грузы и грузы, перевозимые наливом (кроме спирта, вина, виноматериалов).

Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки или во время движения вагонов на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания.

Из товарной железнодорожной накладной следует, что по ней перевозился пиломатериал, следовательно, истец обоснованно произвел взвешивание с остановкой без расцепки.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 28 способ определения массы груза выбирается перевозчиком или грузоотправителем, в зависимости от того, кем из них производится погрузка груза в вагон.

Согласно пункту 3 статьи 26 Устава определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, определяется только посредством взвешивания на вагонных весах.

Порядок внесения сведений в железнодорожную накладную определен Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 39.

Согласно пунктам 2.18 и 2.25 Правил в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза.

В соответствии со статьей 98 Устава за искажение в накладной сведений о грузах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки.

В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузоотправителей (отправителей) при осуществлении перевозок по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

По пункту 10 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации «Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» от 18.06.2003 № 43 (далее – Правила № 43) при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости - коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 утверждены «Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (далее – Правила № 45), в соответствии с которыми к составлению коммерческих актов предъявляются определенные требования.

В соответствии с Правилами № 45 коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств и нанесенная на них информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указываются масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А29-3909/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также