Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу n А82-1488/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 августа 2014 года

Дело № А82-1488/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.  

Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Блок-2»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2014 по делу № А82-1488/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Блок-2» (ОГРН 1047600423970, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Собинова, д. 28, кв. 9)

к Департаменту культуры Ярославской области (ОГРН 1037600400397, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Революции, д. 9/4),

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

 

закрытое акционерное общество «Блок-2» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Блок-2»)  обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту культуры Ярославской области (далее – ответчик, Департамент) о признании недействительным предписания Департамента культуры Ярославской области (далее - Департамент) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 14.10.2013 № ИХ. 22-4106/13.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Блок-2» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение, для дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения ответа Департамента на заявление Общества о выдаче разрешения на производство реставрационных работ; 15.05.2014 ООО «Ман» получен отказ в выдаче разрешения на производство реставрационных работ; без разрешения на производство работ обжалуемое предписание не может быть выполнено; Департамент обязан обосновать установленный в предписании срок.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Заявитель представителя в судебное заседание также не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.10.2005 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ЗАО «Блок-2» на нежилое двухэтажное  здание, расположенное  по адресу: город Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д.5 (лит. Ж, Ж1) (л.д. 129).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» указанное здание входит в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. 18в., кон. 19 в. (далее - здание манежа), являющегося объектом культурного наследия федерального значения.

17.01.2006 между Департаментом культуры и туризма и ЗАО «БЛОК-2» оформлено охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры Ярославской области «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. 18в., кон. 19 в. (л.д. 57), в соответствии с которым Общество приняло на себя обязанность обеспечивать режим содержания памятника, своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы независимо от сезона, ремонтно-реставрационные и консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также выполнять разовые предписания государственного органа (пункт 1.8). При этом в акте осмотра технического состояния памятника «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в. (л.д. 58),  являющемся приложением к охранному обязательству установлен срок производства ремонтно-реставрационных работ в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией - 30.12.2007.

21.12.2009 Департаментом культуры произведен осмотр технического состояния объекта культурного наследия - «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в. По результатам осмотра составлен акт от 21.12.2009  (л.д. 60), в котором  Обществу установлены новые сроки: на выполнение реставрации внешних несущих конструкций и крыши основного объема в соответствии с согласованным проектом (30.08.3011); на выполнение реставрации фасадов и приспособление внутренних помещений под современное использование (30.12.2012).

19.04.2012 в соответствии с приказом Департамента от 26.03.2012 № 120 (л.д. 61) проведена плановая выездная проверка здания манежа. По результатам проверки составлен акт от 19.04.2012 (л.д. 63), из которого следует, что  указанный объект находится в аварийном состоянии.

02.07.2012 Департаментом в адрес ЗАО «Блок-2» выдано предписание № ИХ.22-2265/12, которым на Общество возложена обязанность  выполнить в срок до 01.10.2013 ремонтно-реставрационные работы в соответствии с утверждённой в установленном порядке проектной документацией (л.д. 65).

03.10.2013 на основании приказа Департамента от 03.09.2013 № 188 (л.д. 66) Департаментом проведена внеплановая проверка объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в. По результатам проверки составлен акт от 03.10.2013 (л.д. 70-71), из которого следует, что на момент проведения проверки действующее разрешение на проведение работ по сохранению здания манежа отсутствовало; ЗАО «Блок-2» с заявлением о приёмке работ в Департамент не обращалось; научного отчёта о выполненных работах на объекте культурного наследия в Департамент не поступало.

14.01.2013 Департаментом вновь выдано предписание, которым на Общество возложена обязанность  выполнить в срок до 01.10.2014 ремонтно-реставрационные работы в соответствии с утверждённой в установленном порядке проектной документацией (л.д. 34).

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав юридических лиц) следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об объектах культурного наследия) настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона об объектах культурного наследия к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия. Приказы и предписания областного органа охраны объектов культурного наследия обязательны для исполнения в Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, физическими и юридическими лицами.

Из пунктов 1.2, 1.4, 4.1 положения о департаменте культуры Ярославской области, утверждённого постановлением правительства Ярославской области от 01.04.2008 № 78, следует, что Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 1.2). Департамент является правопреемником департамента культуры и туризма Ярославской области (пункт 1.4). В соответствии с целями деятельности и возложенными полномочиями департамент имеет право, в том числе в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения на территории Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, физическими и юридическими лицами приказы нормативного правового характера, инструкции, правила и указания (предписания) по вопросам, отнесенным к ведению департамента (пункт 4.1).

Материалами дела подтверждено, что нежилое двухэтажное  здание, расположенное  по адресу: город Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д.5 (лит. Ж, Ж1) принадлежащее на праве собственности ЗАО «Блок-2» входит в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. 18в., кон. 19 в. (далее - здание манежа), являющегося объектом культурного наследия федерального значения. В соответствии с охранным обязательством от 17.01.2006 Общество приняло на себя обязанность обеспечивать режим содержания памятника, своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы независимо от сезона, ремонтно-реставрационные и консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также выполнять разовые предписания государственного органа. Данным охранным обязательством был установлен срок (до 30.12.2007) для осуществления ремонтно-реставрационных работ указанного здания в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу n А31-2613/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также