Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А17-6483/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

18 августа 2014 года

Дело № А17-6483/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.  

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ложкиной Н.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя ООО «Сельта» Ветошкиной Э.Ю., действующей на основании доверенности от 17.04.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельта»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.04.2014 по делу № А17-6483/2013, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,

по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ОГРН: 1021603620323, Республика Татарстан, г.Казань)

к закрытому акционерному обществу «Тандер» (ОГРН: 1022301598549, г.Краснодар), обществу с ограниченной ответственностью «Сельта» (ОГРН: 1022301614873)

о взыскании 14434 руб. 20 коп. платы в счет возмещения вреда,

установил:

 

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к закрытому акционерному обществу «Тандер» (далее ООО «Тандер», ответчик) о взыскании 15345 руб. 45 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Исковые требования основаны на положениях статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», и мотивированы осуществлением ответчиком перевозки груза с превышением установленных допустимых весовых нагрузок на оси автотранспортного средства.

Определением суда от 20.02.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сельта» (далее ООО «Сельта», соответчик).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 86-88 том 2) истец уточнил требования: просит взыскать 14434 руб. 20 коп. платы с ООО «Сельта»; от требований к ООО «Тандер» заявил отказ.

Ввиду отсутствия полномочий у представителя истца в доверенности полномочий на отказ от исковых требований ходатайство истца в части отказа от требований к ООО «Тандер» оставлено без удовлетворения; уточнение иска в части суммы платы принято судом.

Решением суда от 30.04.2014 с ООО «Сельта» в пользу ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» взыскано 14434 руб. 20 коп. платы за провоз тяжеловесного груза. В удовлетворении иска учреждения к ООО «Тандер» отказано.

ООО «Сельта», не согласившись с принятым по делу решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, вывод суда о доказанности истцом факта причинения вреда автомобильным дорогам в заявленном размере апеллянт считает ошибочным. По мнению подателя жалобы, представленный учреждением акт от 16.12.2010 № 765 не является надлежащим доказательством по делу. Общество «Сельта» обращает внимание, что в акте не указаны точные данные ответчика, позволяющие его идентифицировать в качестве привлекаемого к данному виду ответственности лица, точное местонахождение пункта весового контроля, отсутствуют сведения о типе автомобильной дороги; не учтено, что акт № 765 от 16.12.2010 подписан водителем Румянцевым А.В. с возражениями, в частности, последним указано на наличие льда и снега на автомобиле. Учитывая возражения водителя при подписании акта после проведения взвешивания, транспортное средство (ТС) следовало направить на контрольное взвешивание для определения окончательных весовых параметров ТС. Вместе с тем, контрольное взвешивание автомобиля водителю предложено не было. Доводы ответчика о соответствии процедуры взвешивания ТС установленным требованиям и правилам оставлены судом без внимания. В этой связи апеллянт полагает нарушенным порядок осуществления весового контроля в отношении спорного ТС. Кроме того, податель жалобы считает недоказанным размер ущерба, предъявленный к взысканию с ООО «Сельта». По мнению заявителя, при расчете истцом применены значения без учета наличия пневматической подвески на спорном автомобиле, а также того, что транспортное средство является пятиосным.

Истец в возражениях на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, просит оставить оспариваемое ответчиком решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть настоящее дело в порядке апелляционного производства без участия своего представителя.

ООО «Тандер» отзыв на апелляционную жалобу не направило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения судебного заседания  извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, ООО «Тандер».

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 30.04.2014 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав заявителя в судебном заседании, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.

Из материалов дела установлено следующее.

02.06.2010 на стационарном пункте весового контроля (СПВК-45)  автодороги «Вятка» сотрудником Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Управление) произведен весовой контроль транспортного средства MAN ТГА 26.350, государственный  номер М497ХО37, с прицепом ШМИТЦ Каргобул, государственный номер РА 251237, управляемых водителем Румянцевым А.В.

В ходе весового контроля установлен факт перевозки тяжеловесного груза  с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, а именно, осуществление перевозки с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортного средства.

По результатам произведенного весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 765 от 16.12.2010 (л.д. 17 том 1).

На основании данного акта за провоз тяжеловесного груза ответчику начислена плата в сумме 15345 руб. 45 коп. (с учетом перерасчета14434 руб. 20 коп.) (л.д. 18 том 1).

Претензией от 03.12.2012 № 13-6634 истец потребовал произвести оплату возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге в добровольном порядке (л.д. 16 том 1).

Отсутствие возмещения суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием обращения ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон N 257-ФЗ).

На основании части 5 статьи 4 названного Закона и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с пунктом 5 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее – Правила), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

Положениями данного пункта Правил предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

При этом, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2 Правил).

Согласно пункту 4 Правил размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146. В приложении № 1 к данной Инструкции утверждены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным (далее Инструкция от 08.08.1996 № 1146).

На основании пункта 1.2 Инструкции (в редакции, действующей на момент составления акта № 765 от 16.12.2010) под тяжеловесным грузом следует понимать транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1 к Инструкции.

В силу пункта 1.4 Инструкции (в редакции, действующей на момент составления акта № 765 от 16.12.2010) перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названной Инструкцией, по форме, приведенной в Приложении 2.

Согласно разделу 6 поименованной Инструкции контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» за федеральными государственными учреждениями закреплены на праве оперативного управления Федерального дорожного агентства согласно приложению к настоящему распоряжению (Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования, л.д. 7-8 том 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации №406 от 30.06.2005 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в Перечень федеральных дорог Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62, закреплены на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

В вышеуказанный Перечень входит, в том числе, автомобильная дорога «Вятка».

Согласно

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А82-6726/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также