Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А28-3514/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

15 августа 2014 года

Дело № А28-3514/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.  

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,

при участии в судебном заседании:

представителей истца: Демаковой М.М., действующей на основании доверенности от  07.04.2014  № 10, Созиновой Н.И., действующей на основании доверенности от 07.04.2014 № 9,

представителя ответчика: Лобановой Г.Д., директора, действующей на основании решения от 12.11.2009,  приказа № 1 от 12.11.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.05.2014 по делу №А28-3514/2014, принятое судом в составе судьи Горева Л.Н.,

по иску Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области  (ИНН: 4347004263, ОГРН: 1034316530577)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЖарПтица»

(ИНН: 4321005495, ОГРН: 1044309500135),

о  взыскании 2 057 194 руб.,

установил:

 

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (далее – Истец, Департамент) обратился с иском в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЖарПтица» (далее – Ответчик, ООО «ЖарПтица», Общество) о взыскании денежных средств, неправомерно полученных из областного бюджета (за счет федерального и областного бюджетов) в форме субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, связанные с сельскохозяйственным производством в размере 2 057 194 руб., из них: 1 645 755 руб. за счет средств федерального бюджета и 411 439 руб.  за счет средств областного бюджета.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.05.2014 в иске  отказано.

Департамент с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции по жалобе Департамент  обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1) понятие «основания субсидирования» отсутствует как в Бюджетом кодексе Российской Федерации, так и в иных актах, регулирующих предоставление субсидий, в том числе в Правилах предоставления субсидий и в Порядке предоставления субсидий, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что законодателем закреплены и разграничены стадии решения вопроса о получении субсидии, определяющие понятия «основания субсидирования» и «условия предоставления субсидий», не основан на действующем законодательстве.

2) Ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»,  в  которых определено, что субсидии юридическим лицам предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, Департамент указывает, что субсидии предоставляются в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что предполагает соответствие заемщика определенной категории и (или) критериям отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.

3) Законодательством определено, что возмещение части затрат  производится заемщикам при условии выполнения ими обязательств по  погашению основного долга и процентов, то есть условием предоставления субсидии является принадлежность к категории заемщиков.

4) Вывод суда первой инстанции о том, что принадлежность к одной из категорий заёмщиков не является условием предоставления субсидий, поскольку Правилами предоставления субсидий и Порядком предоставления субсидий не установлена обязанность заёмщика ежемесячно представлять документы, подтверждающие соответствие такому статусу, является  неправомерным, поскольку:

- представлять такие документы ежемесячно не имеет смысла и является лишним обременением для заёмщика, так как его принадлежность к той или иной категории получателей субсидий определяется по итогам календарного года и не меняется в течение года предоставления субсидии;  

- законодатель не ограничивает уполномоченный орган (Департамент) в способах проверки статуса заёмщика и иных условий предоставления субсидий;

- основанием предоставления субсидии является именно соблюдение условия предоставления субсидии, а не представление документа, это подтверждающего.

5) Предоставление бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ развития агропромышленного комплекса, Ответчику, не занимающемуся сельскохозяйственным производством либо иным производством (оказанием услуг), не позволит достичь ни целей государственной аграрной политики, ни показателей реализации государственных программ (в том числе, показателей производства продукции растениеводства и животноводства). Это в свою очередь приведёт к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств.

6) Сам факт несоответствия требованиям ни одной из категорий заёмщиков, определенной Правилами предоставления субсидий (ни статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, ни статусу организации АПК) в период, за который предъявлено требование возврата субсидии, заёмщиком не оспаривался и признан в судебном заседании.

Таким образов, Истец полагает, что решение от 26.05.2014 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические  обстоятельства дела.

Общество представило отзыв на жалобу, в  котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.

В судебном заседании апелляционного суда представители сторон  поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 26.05.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной Департаментом проверки было выявлено нарушение требований, установленных подпунктом 1.1.1. Порядка предоставления субсидий, поскольку в 2012 Ответчик не мог являться получателем субсидии, в связи с чем, субсидия в размере 2 057 194 руб. была получена Ответчиком с нарушением условия её предоставления, поэтому подлежит возврату в областной бюджет.

Департамент в адрес Общества  направил требование от 19.09.2013   №1566-44-09 о возврате неправомерно полученной субсидии в размере 2 057 194 руб. в  срок  не позднее 01.11.2013.

Данное требование Ответчиком исполнено не было, что и послужило  основанием для направления Департаментом иска в суд.

Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2005 № 48/280, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90, распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 18.02.2009 № 5, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  положениями Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ, требования Истца признал необоснованными. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ответчиком условия получения субсидий не были нарушены.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая, в частности, реализуется предоставлением юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно  пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции,  устойчивого  развития  сельских  территорий   осуществляется, в том числе, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона №264-ФЗ)

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и приравненными в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете данного субъекта и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 11 Закона № 264-ФЗ условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов, сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов, по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее - Правила № 90).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 90, одним из направлений предоставления субсидий является оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями по кредитным договорам, заключенным после 01.01.2004 года на срок от 2 до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.

Пунктом 4 Правил № 90 установлены условия предоставления субсидий, одним из которых является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, предоставленных сельскохозяйственными производителями для получения субсидий.

В целях совершенствования механизма поддержки кредитования агропромышленного комплекса Правительством Кировской области принято постановление от 24.11.2005 № 48/280 «О возмещении из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, связанным с сельскохозяйственным производством, и на сельскохозяйственное страхование», которым утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, связанные с сельскохозяйственным производством (далее - Порядок № 48/280).

Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что законодателем закреплены и разграничены стадии решения вопроса о получении субсидии, определяющие понятия «основания субсидирования» и «условия предоставления субсидий».

Так, исходя из требований пункта 4.1 Порядка № 48/280 в редакции постановления Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/98, действовавшего в период заключения ООО «ЖарПтица» кредитного договора от 3.12.2009  № 2005-8619, для принятия кредита к субсидированию организации, относящиеся в соответствии с пунктом 1.1. рассматриваемого Порядка к сельскохозяйственным товаропроизводителям, обязаны предоставить в орган местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства, документы, предусмотренные пунктом 9 Правил № 90, то есть: заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; заверенную кредитной организацией копию кредитного договора, выписку из ссудного счета заемщика о получении кредита, а также график погашения кредита и уплаты процентов; документ с указанием счета заемщика, открытого ему для

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А28-4378/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также