Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А82-408/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 июля 2014 года

Дело № А82-408/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:

представителя заявителя Романовой Т.В., действующей на основании доверенности от 07.08.2012,

представителя ответчика Евдокимовой А.С., действующей на основании доверенности от 24.09.2013,

рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тверского Максима Юрьевича

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2014 по делу №А82-408/2014, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Тверского Максима Юрьевича (ИНН: 373100150230, ОГРН: 304370231600436)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (ИНН: 7604016101, ОГРН: 1047600432000)

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 23.12.2013 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема»,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Тверской Максим Юрьевич (далее – заявитель, ИП Тверской М.Ю., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 23.12.2013 и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема».

Решением суда от 02.04.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Тверской М.Ю. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.

Предприниматель не согласен с выводами суда, полагает, что представил в регистрирующий орган все необходимые документы и надлежащим образом указал в пунктах 2.3 – 2.9 заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма Р11001) сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; при этом номер офиса (квартиры) не был указан в заявлении, поскольку в адресе местонахождения юридического лица соответствующего элемента не имеется. По мнению заявителя, доказательства того, что Предприниматель представил недостоверную информацию в отношении адреса юридического лица, в материалах дела отсутствуют. ИП Тверской М.Ю. отмечает, что проверка по указанному в заявлении адресу проводилась формально; нежилые помещения в многоэтажном доме по данному адресу представитель Инспекции не проходил.

Вывод суда о невозможности использования указанного Предпринимателем в заявлении адреса места нахождения юридического лица для осуществления связи с данным юридическим лицом заявитель считает безосновательным.

Инспекция в письменном отзыве опровергла доводы апелляционной жалобы ИП Тверского М.Ю.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали занятые по делу позиции.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.12.2013 Тверским М.Ю. как единственным учредителем принято решение о создании ООО «Стройсистема»; об определении места нахождения ООО «Стройсистема»: 150029, г. Ярославль, ул. Закгейма, д. 3; об утверждении Устава Общества; о назначении Тверского М.Ю. директором Общества (л.д. 66).

16.12.2013 Тверской М.Ю. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001 (л.д. 43-52), о чем регистрирующим органом была выдана расписка в получении документов от 16.12.2013 (л.д. 42). В качестве места нахождения Общества в данном заявлении указан адрес: 150029, г. Ярославль, ул. Закгейма, д. 3.

19.12.2013 сотрудником Инспекции был проведен осмотр помещений по адресу: 150029, г. Ярославль, ул. Закгейма, д. 3, в ходе которого было установлено, что по указанному адресу находится 10-этажный жилой дом с нежилыми помещениями на 1 этаже и подвальном этаже. Тверской М.Ю. по данному адресу не зарегистрирован и собственности не имеет, зарегистрирован по адресу: г. Иваново, ул. 2-я Ефимовская, дом 2, кв. 83. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования от 19.12.2013 (л.д. 70).

23.12.2013 ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 12); в качестве причины принятия такого решения указано на отсутствие среди представленных для регистрации документов заявления по форме Р11001.

Посчитав принятое Инспекцией решение незаконным и нарушающим права  и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Тверской М.Ю. обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя и произвести государственную регистрацию ООО «Стройсистема».

Суд первой инстанции согласился с позицией регистрирующего органа о наличии оснований для отказа в государственной регистрации, счел недостоверными представленные на регистрацию сведения об адресе места нахождения создаваемого юридического лица, а незаполнение пункта 2.9 раздела 2 заявления (квартира, офис, иная нумерация помещений) расценил как несоблюдение обязательной формы заявления, что в свою очередь влечет невозможность использовать указанный в заявлении неконкретный адрес Общества для осуществления связи с юридическим лицом. В этой связи в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения и документы, определенные пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в том числе и сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

В статье 12 Закона № 129-ФЗ поименован исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица. Согласно подпункту «а» данной статьи в числе прочих документов необходимо представить подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В таком заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

По смыслу указанных норм сведения о местонахождении юридического лица, указанные в учредительных документах, должны быть достоверными.

Из пунктов 1.2, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ следует, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Статьей 23 Закона № 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

По смыслу положений пункта 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения об адресе юридического лица, указанные в данном заявлении, их полноту.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Согласно Приложению № 20 к данному приказу «Требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А29-140/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также