Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по делу n А82-2197/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 июля 2014 года

Дело № А82-2197/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.      

Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транзит-1»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2014 по делу № А82-2197/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транзит-1» (ОГРН 1127606002655; ИНН 7606086697)

к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

третье лицо: Прокуратура Ярославского района Ярославской области,

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Транзит-1» (далее - заявитель, Общество, ООО «Транзит-1») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - ответчик, административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2014 № 09-3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2014 требования Общества удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным и изменил постановление административного органа от 07.02.2014 № 09-3 в части назначения административного наказания, определив Обществу административный штраф в размере 75 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Транзит-1» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Прокуратура Ярославского района Ярославской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Общество и Департамент заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.08.2012 Департаментом выдана ООО «Транзит-1» лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу на участке недр месторождения песка Осташково в Ярославском муниципальном районе сроком действия до 23.07.2030 (л.д. 13).

Согласно пункту 6.8 Условий пользования недрами (с учетом изменений от 20.11.2013), являющихся приложением №1 к лицензии, до начала проведения горных работ (до 01.02.2014) недропользователь обязан составить и согласовать в установленном порядке проект разработки и рекультивации месторождения на лицензируемом участке.

В соответствии с пунктом 7.2 Условий до начала ведения горных работ Общество обязано составить технический проект разработки и рекультивации месторождения и согласовать его в установленном законом порядке; по результатам принятых проектных решений оформить горный отвод в уточненных границах и органах горного надзора, зарегистрировать опасный производственный объект, связанный с ведением горных работ (карьер) в государственном реестре опасных производственных объектов в территориальном органе горного надзора.

05.11.2013 Департаментом в отношении ООО «Транзит-1» была проведена проверка по вопросу соблюдения Обществом условий лицензии на пользование недрами. В ходе обследования территории были обнаружены две карьерные выемки ориентировочной площадью 0,25 га (местоположение выемки имеет координаты 57°37'55.98"N; 39°20'8.15"Е) и 0,06 га (местоположение выемки имеет координаты (57°37'56.14"N; 39°19'51.93"Е). Установлено, что работы по добыче полезного ископаемого были начаты ООО «Транзит-1» до получения проекта разработки и рекультивации месторождения, то есть Обществом были допущены нарушения лицензионных условий пользования недрами. Результаты проверки зафиксированы в акте от 05.11.2013 № 15-54 (л.д. 65).

В ходе проведенной 21.01.2014 Прокуратурой Ярославского района Ярославской области проверки деятельности ООО «Транзит» с привлечением специалистов Департамента установлено, что на расстоянии около 650 и 600 метров к северо-востоку от д. Осташково имеются две карьерные выемки песка:

- карьерная выемка ориентировочной площадью 0,25 га (местоположение центра выемки имеет координаты 57°37'55.98"N; 39°20'8.15"Е). Максимальная глубина добычи песка имеется в восточной части карьерной выемки и составляет ориентировочно 4,5 метра. Визуально размеры карьерной выемки соответствуют границам, имевшимся у нее по состоянию на 31.10.2013 г. и зафиксированными Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в акте надзорных мероприятий по фактам нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды от 05.11.2013 № 15-54;

- карьерная выемка ориентировочной площадью 1,3 га (местоположение центра выемки имеет координаты 57°37'56.14"N; 39°19'51.93"Е). Максимальный размер карьерной выемки с юга на север составил 142 метра, с востока на запад - 102 метра. Средняя высота уступов карьерной выемки составила 3,5-4 метра. Максимальная глубина добычи песка зафиксирована в северо-западной части карьерной выемки и составляет ориентировочно 8 метров.

Согласно акту надзорных мероприятий по фактам нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 05.11.2013 № 15-54, составленному Департаментом, по состоянию на 31.10.2013 на указанном месте располагалась карьерная выемка площадью 0,06 га.

Также прокуратурой установлено, что обе карьерные выемки расположены в границах горного отвода месторождения песка Осташково, предоставленного в пользование ООО «Транзит-1» по лицензии на пользование недрами ЯРО 00078 ТЭ от 08.08.2012.

Учитывая, что площадь карьерной выемки (местоположение центра выемки имеет координаты 57°37'56.14"N; 39°19'51.93"Е), расположенной на месторождении песка Осташково, в период с 31.10.2013 по 21.01.2014  увеличилась с 0,06 га до 1,3 га соответственно, работы по добыче полезного ископаемого на месторождении песка Осташкове в период с 31.10.2013 по 21.01.2014 проводились в нарушение вышеуказанных лицензионных условий, а именно - без проекта разработки и рекультивации месторождения песка Осташково, заместителем прокурора Ярославского района Ярославской области 28.01.2014 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Транзит-1» дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем директора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области вынесено постановление от 07.02.2014 № 09-3 о привлечении ООО «Транзит-1» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Вместе с тем, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.01.2013 № 1-П и от 25.02.2014 № 4-П, суд счел возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, установив его в размере 75000 руб.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).

Из части 2 статьи 7.3 КоАП РФ следует, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах Закона» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В статье 12 Закона о недрах указано, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные. Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А28-11191/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также