Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу n А31-3475/2008. Изменить решение

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru

 

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Киров

                                                                                                          Дело №А31-3475/2008

Резолютивная часть постановления объявлена        17 декабря 2008 года

Полный текст постановления изготовлен                   18 декабря 2008 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Самуйлова С.В.,

судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца:       Князевой А.В. - по доверенности от 16.06.2008 №1974,

от ответчика: Ныкль Е.Э. - руководитель по приказу №258 от 05.04.2004,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.10.2008 по делу №А31-3475/2008, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.,

по иску Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования

к негосударственному учреждению здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Шарья ОАО «РЖД»

о взыскании 375 832 руб. 80 коп.,

установил:

Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования (далее Костромской ФОМС, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к негосударственному учреждению здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Шарья ОАО «РЖД» (далее Поликлиника, ответчик) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 375 832 руб. 80 коп.

Из искового заявления следует, что Костромской ФОМС в 2007 году финансировал территориальную программу обязательного медицинского страхования. Ответчик включен в перечень медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь, входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования (ОМС). По результатам проведенной проверки было установлено нецелевое использование ответчиком средств ОМС на сумму 375 832,80 руб., из них: 89 410 руб. -  на проведение анализов для осуществления производственного контроля; 286 422,80 руб. - на приобретение вакцины «Ваксигрипп» и вакцины клещевого энцефалита.

Исковые требования основаны на статьях 1 и 12 Федерального закона от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьях 147, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законе Костромской области от 25.12.2006 №101-4-ЗКО «О бюджете Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Костромской области, бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 23.04.2007 №98-а.

В суде первой инстанции истец уменьшил взыскиваемую сумму до 325 832,80 руб., считая нецелевыми расходы:

- 39410 руб. – на проведение анализов;

- 194 422, 80 – на покупку вакцины ваксигриппа;

- 92 000 – на покупку вакцины клещевого энцефалита.

В отзыве ответчик требования признал в части нецелевого расходования денежных средств обязательного медицинского страхования на оплату анализов, в оставшейся части с иском не согласен.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.10.2008 иск удовлетворен частично. С Поликлиники в пользу Костромского ФОМС взыскано 131 410 руб. в счет возмещения средств, использованных не по целевому назначению. В оставшейся части в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что иск частично признан и признание иска принято судом. Суд также пришел к выводу, что приобретение ответчиком вакцин гриппа следует финансировать за счет средств обязательного медицинского страхования, поскольку это предусмотрено нормативными правовыми актами. Требование о взыскании с поликлиники средств, затраченных на приобретение вакцины клещевого энцефалита, суд нашел правомерным, поскольку указания на такую вакцинацию национальный календарь профилактических прививок не содержит.

Не согласившись с принятым решением, Костромской ФОМС обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и удовлетворить иск дополнительно на 194 422 руб. 80 коп., затраченных ответчиком на приобретение вакцины «Ваксигрипп».

В обоснование апелляционной жалобы заявитель, сославшись на положения федерального и регионального законодательства, указал на ошибочность выводов суда по поводу обязанности Костромского ФОМС оплачивать покупку вакцины. По мнению заявителя, он должен оплачивать только процедуру вакцинации, а не саму вакцину.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что прямых запретов на приобретение этой вакцины законодательство не содержит. Вакцина приобретена и израсходована в рамках Территориальной программы, а также Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №885. Ответчик также сослался на приказ Минфина Российской Федерации от 08.12.2006 №168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 12.10.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, в данном случае в части, касающейся отказа суда в удовлетворении требований о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение вакцины «Ваксигрипп».

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее соответственно. Представитель заявителя указала, что ФОМС оплачивает лишь процедуру прививки (медицинскую услугу). Приобретение вакцин за счет ОМС законодательством не предусмотрено. Суд неправильно определил источник финансирования. Приобретение вакцин - расходное обязательство бюджетов. Кроме того, вакцины могут приобретаться частными лицами: как физическими, так и юридическими для своих сотрудников.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Костромского ФОМС подлежит удовлетворению в силу следующего.

Предметом иска Костромского ФОМС явилось требование о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик является негосударственным учреждением здравоохранения.

26.02.2007 Поликлиника (исполнитель) и ОАО «Российские железные дороги» (заказчик) заключили договор о предоставлении медицинских услуг, по условиям которого ответчик обязался по заданию заказчика оказать медицинские услуги по проведению медицинских осмотров и диспансеризации работников железной дороги.

15.05.2007 Костромской ФОМС и Поликлиника заключили договор, в соответствии с которым ответчик обязался оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь, предусмотренную Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Костромской области. Истец обязался оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным иногородним лицам в соответствии с Соглашением о тарифах на медицинские услуги в системе ОМС граждан в Костромской области и иными нормативными актами. Договор действовал до конца 2007 г.

20.09.2007 ответчиком получено распоряжение №42 региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге «О профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2007-2008 годов». Распоряжением главным врачам предписано обеспечить проведение профилактических прививок против гриппа работникам, обеспечивающим движение поездов, работникам аппарата управления, медицинским работникам. Здесь же указано на обеспечение взаимодействия с территориальными органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации при проведении прививок приписному населению (детям, посещающим дошкольные учреждения, школьникам 1-4 классов, взрослым старше 60 лет) в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Представитель ответчика в суде пояснил, что вышестоящее руководство обязало его подписать договоры поставки противогриппозной вакцины «Ваксигрипп» и счета на ее оплату. Свое заявление ответчик подтвердил письмом региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге от 26.09.2007 № 1447.

11.10.2007 платежным поручением № 728 ответчик перечислил ЗАО «Р-Фарм» за приобретение вакцины «Ваксигрипп» 194 422,80 руб.

14.03.2008 утвержден акт № 11-14/2, составленный представителями истца и ответчика по материалам проверки расходования средств обязательного медицинского страхования в Поликлинике в 2007 г. Комиссией установлено, что ответчик израсходовал средства ОМС для приобретения медикаментов, не входящих в территориальный базовый перечень медикаментов Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Костромской области, бесплатной медицинской помощи на 2007 г. В частности в акте указано о приобретении вакцины ваксигрипп на 194 422,80 руб. Эти расходы должны оплачиваться за счет федерального и местного бюджетов. Сумма расходов является нецелевым использованием средств ОМС, поскольку указанный вид медицинской помощи не включен в территориальную программу ОМС. Ответчику предложено восстановить нецелевое использование средств, полученных по программе ОМС.

Поликлиника денежные средства не восстановила, полагая, что израсходовала их по целевому назначению.

Сведений о том, каким категориям граждан была израсходована вакцина, в материалах дела нет.

Фактические обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не оспариваются сторонами. Спор касается квалификации расходов на приобретение вакцины гриппа: относятся они к расходам, возмещаемым за счет средств ОМС, или нет.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах социального страхования» в предмет регулирования данного закона входит система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, в том числе и при необходимости получения ими медицинской помощи. Из статьи 19 этого закона следует, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование этих денежных средств не допускается.

В соответствии со статьей 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» №1499-1 от 28.06.1991 обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Из статьи 12 того же закона следует, что для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Статьями 147 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы бюджетов государственных бюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законодательством. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным правовым основанием их получения, влечет помимо прочего изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства на ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Контрольные функции фонда ОМС определены в Уставе Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857), Положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1), Временном порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утверждено директором Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 № 1518/21-1). Фонд осуществляет совместно с территориальными фондами контроль за использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Из статьей 12-14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следует, что система здравоохранения подразделяется на государственную, муниципальную и частную. Медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами, входят в частную систему здравоохранения. Согласно статье 37.2 Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу n А82-6189/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также