Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А82-16759/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 мая 2014 года

Дело № А82-16759/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.         

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Кононова П.И., Великоредчанина О.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2014 по делу № А82-16759/2013, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

по заявлению открытого акционерного общества «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ОГРН 1057601079470, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1),

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

 

открытое акционерное общество «Альфа-Банк» (далее – заявитель, Банк, ОАО «Альфа-Банк») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным предписания от 17.09.2013 № 1477, выданного Управлением.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2014 заявленные требования удовлетворены.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что обжалуемое предписание вынесено уполномоченным лицом; кредитно-кассовый офис «Ярославна» ОАО «Альфа-Банк»  в г. Ярославль осуществляет деятельность по кредитованию физических лиц.

Банк в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 21.08.2013 по 17.09.2013 на основании распоряжения от 30.07.2012 № 2011 (том 1, л.д. 99) проведена выездная плановая проверка  выполнения ОАО «АЛЬФА-БАНК» требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Проверка проводилась по месту нахождения кредитно-кассового офиса «Ярославна», расположенного в г. Ярославле по ул. Свободы, 2.

По результатам проверки составлен акт от 17.09.2013 (том 2, л.д. 39-41),  из которого следует, что заявление на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля в залог (далее - заявление), а также уведомление Банка об индивидуальных условиях кредитования (далее - уведомление) изготовлены мелким шрифтом, в связи с чем физическим лицам крайне затруднительно визуальное восприятие изложенных в них условий, что является нарушением статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). Мелкий шрифт вышеназванных документов не позволяет потребителю получить полную информацию и сделать правильный выбор. В частности, размер высоты прописных букв заявления и уведомления составляет менее 1 мм и приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, что не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с условиями договора при получении полной информации для компетентного выбора. В общие условия предоставления физическим лицам потребительского кредита в ОАО «АЛЬФА-БАНК» (пункт 2.5, пункт 3.2, пункт 3.8, пункт 4.9, пункт 4.13), общие условия предоставления кредита на приобретение автомобиля и залога приобретаемого автомобиля (пункт 1.6, подпункты 3.8.5, 3.8.8 пункта 3.8, пункт 5.8, приложения №2 к указанным общим условиям) заявление на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля («Условия кредита» - раздел 13 заявления), уведомление Банка об индивидуальных условиях кредитования (пункт 2, подпункт 3.2 пункта 3) включены условия о взимании комиссий за обслуживание текущего кредитного счета и за предоставление кредита. Действия Банка по включению в указанные документы положений о взимании с потребителя не предусмотренных законом комиссии за предоставление кредита, а также комиссии за обслуживание текущего кредитного счета не могут рассматриваться в качестве самостоятельной банковской услуги, и являются незаконными.

17.09.2013 Управлением выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей (том 2, л.д. 42-43), которым на заявителя возложены обязанности: привести размер шрифта в заявлении на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля в залог и в уведомлении Банка об индивидуальных условиях кредитования в соответствие с пунктом 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 39 (далее - СанПиН 1.2.1253-03); привести в соответствие с нормами действующего законодательства общие условия предоставления физическим лицам потребительского кредита в ОАО «АЛЬФА-БАНК», общие условия предоставления кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля, уведомление банка об индивидуальных условиях кредитования, содержащие неправомерные положения о взимании с потребителей комиссий за обслуживание текущего кредитного счета и за предоставление кредита.

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание выдано лицом, не имеющим соответствующих полномочий, удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции счел решение суда подлежащим оставлению без изменения исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 , частью 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1). Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (пункт 2).

Согласно статье 8  Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 размер шрифта должен составлять не менее 8 кегль.

Административным органом установлено, что заявление на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля в залог, уведомление Банка об индивидуальных условиях кредитования  изготовлены мелким шрифтом, в связи с чем, физическим лицам крайне затруднительно визуальное восприятие изложенных в них условий.

Между тем, из акта проверки от 17.09.2013 следует, что Управлением исследовались типовые формы заявления на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу приобретаемого автомобиля в залог, уведомления Банка об индивидуальных условиях кредитования. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при заключении конкретных кредитных договоров Банком используются бланки соответствующих документов, содержащие шрифт, размер которого составляет менее 8 кегль.

Согласно части 1 статьи 1  Федерального закона от 26.12.2008 №  294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц)  настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона о защите прав юридических лиц в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктами 68, 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного  приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764, административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает, в том числе выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68). Предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений. В предписании должно быть указано: 1) дата и место выдачи предписания; 2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание; 3) сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого гражданина; 4) положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; 5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения; 6) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения; 7) порядок и сроки обжалования предписания; 8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований (пункт 70). Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А29-732/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также