Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А29-5195/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 мая 2014 года

Дело № А29-5195/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,

без участия сторон и третьих лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Полижаева Алексея Федоровича

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2014

по делу № А29-5195/2013, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Полижаева Алексея Федоровича (ИНН: 110204781217, ОГРН: 306110210200027)

к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810),

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Транспортная группа «Доверие» (место нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 4),

открытое акционерное общество «Ухтинские пассажирские перевозки» (место нахождения: 169304, Республика Коми, г. Ухта, ул. Моторная, д. 1/9),

муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (место нахождения: 169304, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 4а),

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (место нахождения: 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д.157),

о признании недействительными в части постановления от 26.04.2013 № 604 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа «Ухта» и конкурсной документации,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Полижаев Алексей Федорович (далее – заявитель, ИП Полижаев А.Ф., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 постановления администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 26.04.2013 № 604 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа «Ухта», а также подпункта 21 пункта 9 раздела 1, примечания 3 пункта 9 раздела 1, абзаца 4 пункта 10 раздела 1 конкурсной документации, утвержденной пунктом 2 названного постановления администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – ответчик, Администрация).

Определением суда от 10.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечены общество с ограниченной ответственностью «Транспортная группа «Доверие» (далее – ООО «ТГ «Доверие»), открытое акционерное общество «Ухтинские пассажирские перевозки» (далее – ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки»), муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – МУ «УЖКХ»), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – УФАС).

Решением суда от 21.02.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Полижаев А.Ф. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель не согласен с выводами суда о том, что открытый конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения может быть проведен не только при наличии оснований, поименованных в пункте 9 Порядка организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории муниципального образования городского округа «Ухта», утвержденного постановлением администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 15.04.2013 № 515 (далее – Порядок №515), но в случае необходимости. По мнению Предпринимателя, при отсутствии указанных в пункте 9 Порядка оснований необходимость в проведении конкурса отсутствует. При этом ИП Полижаев А.Ф. отмечает, что в любом случае конкурс должен быть проведен в течение 90 дней со дня наступления данных обстоятельств.

Кроме того, Предприниматель опровергает выводы об отсутствии нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), поскольку положения конкурсной документации, утвержденной постановлением № 604, создают преимущественные условия участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам, оказывающим услуги на рынке перевозки пассажиров до начала проведения конкурса, так как последние имеют информацию о маршрутах, знают местоположение и наименование остановочных пунктов

Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы ИП Полижаева А.Ф., считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; Предприниматель ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования городского округа «Ухта» с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам, Администрацией было решено провести открытый конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа «Ухта», о чем вынесено постановление от 26.04.2013 № 604 (том 1 л.д. 16). Организатором открытого конкурса выступило МУ «УЖКХ».

Администрацией была разработана и утверждена пунктом 2 постановления № 604 конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа «Ухта», которая в соответствующем порядке была размещена на портале Администрации (том 1 л.д. 19-33).

В пункте 7 конкурсной документации содержались наименования маршрутов (лоты).

Согласно подпункту 21 пункта 9 раздела 1 конкурсной документации для участия в конкурсе претендентом на участие в нем в запечатанном конверте помимо прочего должно было быть представлено расписание движения автотранспортных средств по каждому остановочному пункту (копия или оригинал). При этом непредставление документов, поименованных в пункте 9 раздела 1 конкурсной документации, является основанием для отказа в допуске до участия в конкурсе (примечание 3 пункта 9 раздела 1).

Согласно абзацу 4 пункта 10 раздела 1 конкурсной документации предоставление расписания движения автотранспортных средств по каждому остановочному пункту является критерием оценки заявок. Время отправления с начального и конечного пунктов должно соответствовать требованиям конкурсной документации (пункт 7 раздела 1).

Не согласившись с отдельными положениями постановления Администрации № 604 и утвержденной данным постановлением конкурсной документации, ИП Полижаев А.Ф. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании их недействительными.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Администрации по организации и проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Ухте были осуществлены в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, соответствовали положениям действующего законодательства, не ущемляли права хозяйствующих субъектов и не ограничивали конкуренцию между ними. Учитывая  отсутствие в материалах дела доказательств наличия у перевозчиков, ранее осуществлявших перевозки пассажиров по открытым маршрутам имеющихся расписаний по каждому остановочному пункту, утвержденных Администрацией, отсутствие требований в конкурсной документации об обязанности представления претендентами расписания, утвержденного Администрацией, суд также не усмотрел оснований для признания ответчика нарушившим положения Закона о защите конкуренции. При изложенных обстоятельствах, отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также доказательств того, что признание недействительными постановления и конкурсной документации приведет к восстановлению его нарушенных прав, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно пункту 4 названной статьи торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок № 515 разработан в целях обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности участников дорожного движения и безопасной перевозки пассажиров общественным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Ухта», а также в целях предоставления качественных транспортных услуг населению муниципального образования городского округа «Ухта» на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах. Порядок разработан для совершенствования организации пассажирских перевозок и создания условий здоровой конкуренции на рынке транспортных услуг в муниципальном образовании городской округ «Ухта».

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка организация транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории муниципального образования городского округа «Ухта» осуществляется администрацией муниципального образования городского округа «Ухта». Ответственным органом является МУ «УЖКХ».

В соответствии с Порядком № 515 Администрацией с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам, издано постановление № 604 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения.

Задачей данного конкурса являлось создание условий для добросовестной конкуренции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для удовлетворения потребностей населения в городских пассажирских перевозках, укрепления транспортной дисциплины на предприятиях-перевозчиках, вовлечения водителей пассажирских транспортных средств в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров.

Таким образом, процедура торгов сама по себе была направлена на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами. Ни один потенциальный участник не был лишен права на участие в конкурсе, а вероятность проигрыша в нем конкретного субъекта предпринимательской деятельности не должна рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Заключение договоров на транспортное обслуживание населения без проведения конкурса противоречило бы требованиям Закона о защите конкуренции и вышеприведенным нормативным положениям.

Аргументы заявителя о том, что в настоящем случае пункт 1 постановления Администрации № 604 о проведении открытого конкурса на право

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А82-16263/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также