Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А31-14400/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 апреля 2014 года Дело № А31-14400/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области: представителя заявителя Миннибаевой А.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2014, представителя ответчика Тороповой Е.В., действующей на основании доверенности от 01.08.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Костромская сбытовая компания» на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2014 по делу №А31-14400/2013, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н., по заявлению открытого акционерного общества «Костромская сбытовая компания» (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ИНН: 4401004867, ОГРН: 1024400537556) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2013 по делу об административном правонарушении № АД 04-94/423, установил:
открытое акционерное общество «Костромская сбытовая компания» (далее – заявитель, ОАО «КСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 18.12.2013 по делу об административном правонарушении № АД 04-94/423, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 737 500 рублей. Решением суда от 25.02.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, считая его неправомерным, вынесенным с нарушением норм материального права, ОАО «КСК» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на статьи 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункт 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения №530), Общество отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по оплате принятой электрической энергии контрагентом по договору энергоснабжения муниципальным унитарным предприятием «Коммунсервис» (далее – МУП «Коммунсервис») и непогашением им к установленной дате имеющейся задолженности заявитель путем введения ограничения режима потребления электрической энергии воспользовался предоставленным ему действующим законодательством правом. Заявитель жалобы поясняет, что предусмотренных пунктом 168 Основных положений № 530 фактов, свидетельствующих о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, в связи с введенным ограничением режима потребления электроэнергии установлено не было. Эксплуатируемые МУП «Коммунсервис» котельные не подпадают под перечень объектов, указанных в приложении № 6 к Основным положениям, акта согласования аварийной брони не имеют, в связи с чем ограничение режима потребления электрической энергии было произведено на общих основаниях в соответствии с разделом XIII Основных положений. Общество полагает, что его действия не нарушают положения пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Обращает внимание на то, что задолженность потребителя за поставленную электроэнергию на момент введения ограничения составляла 1 591 327 рублей 80 копеек, к указанной в уведомлении дате погашена не была, в связи с чем ограничение режима потребления являлось необходимой мерой, произведенной с целью сокращения текущего потребления электроэнергии, а значит и роста дебиторской задолженности, при этом ОАО «КСК» не преследовало цель, связанную с намерением исключительно причинить вред другому лицу. В этой связи считает, что Общество в рассматриваемом случае применило способ самозащиты своего права в ответ на нарушение условий договора другой стороной и произвело ограничение режима потребления электрической энергии своему недобросовестному потребителю. Производимые ограничения заявитель жалобы рассматривает как законную меру защиты экономических интересов в соответствии со статьями 309, 310, 314, 523, 546 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Основными положениями № 530. Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов ОАО «КСК», считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены. В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области. Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Представитель УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.10.2012 в УФАС поступило обращение прокурора Судиславского района Костромской области о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «КСК». Нарушение выразилось в неправомерном ограничении подачи электроэнергии на котельные, эксплуатируемые МУП «Коммунсервис», по причине наличия задолженности по оплате за потребленную электроэнергию. К указанному обращению помимо иных материалов проверки было приложено решение Островского районного суда Костромской области от 19.05.2011 по делу № 2С-121/2011 (л.д. 145-149), в соответствии с которым действия ОАО «КСК» по введению ограничения подачи электроэнергии на котельные н.п. Дружба, Жвалово, Западный, находящиеся в ведении МУП «Коммунсервис», в период с 14 часов 00 минут 26.04.2011 по 00 часов 00 минут 04.05.2011 признаны незаконными. Рассмотрев материалы возбужденного на основании поступившей информации дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-105/1106, комиссия УФАС установила, что 13.08.2007 между ОАО «КСК» (гарантирующий поставщик) и МУП «Коммунсервис» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 129 (л.д. 119-127), в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Согласно пункту 1.2 стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, а также действующим законодательством. Пунктом 2.2.2 предусмотрены случаи, в которых гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное или полное ограничение режима потребления. При этом порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязанностей определен в пункте 2.2.4 договора. В силу пункта 2.2.5 договора при ограничении режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется порядок введения ограничения режима потребления, определенный пунктом 177 ПРЭЭ. Порядок расчетов за пользование электрической энергией стороны оговорили в разделе 6 договора энергоснабжения. Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что все споры и разногласия, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, выполнения, нарушения, прекращения или действительности, разрешаются путем переговоров сторон, а в случае не достижения сторонами соглашения, подлежат разрешению в Арбитражном суде Костромской области. По состоянию на 18.04.2011 за МУП «Коммунсервис» перед ОАО «КСК» по договору энергоснабжения от 13.08.2007 № 129 числилась задолженность в размере 1 591 327 рублей 80 копеек. 18.04.2011 Обществом в адрес потребителя было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии. Из содержания данного уведомления следует, что в связи с наличием у потребителя задолженности по оплате за потребленную электроэнергию необходимо в срок до 23.04.2011 оплатить данную задолженность и подтвердить факт оплаты платежным поручением с отметкой банка. Также уведомлением предусмотрен порядок действий в случае неоплаты к указанной дате имеющейся задолженности (л.д. 128). ОАО «КСК» на основании Основных положений № 530, пунктов 1, 2 статьи 546, пунктов 1, 3 статьи 523 ГК РФ и договора энергоснабжения намеревалось ограничить подачу энергоресурсов по договору с 14 часов 00 минут 26.04.2011 путем отключения котельных н.п. Дружба (ул. Цветочная), Жвалово, часть ТП № 225 н.п. Западный, н.п. Сорож. Общество также предупредило, что при неоплате задолженности в течение трех рабочих дней с даты введения частичного ограничения режима потребления в отношении МУП «Коммунсервис» будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. 18.04.2011 ОАО «КСК» направило в ОАО «МРСК Центра» (Судиславское представительство Центрального отделения) заявку № 53 на введение ограничения режима электроснабжения в отношении объектов МУП «Коммунсервис» (л.д. 129). Согласно актам ограничения режима потребления электроэнергии 26.04.2011 было введено ограничение режима энергопотребления на котельные н.п. Дружба, Жвалово, Западный, Сорож путем отключения отходных рубильников и разъединителей (л.д. 132-135). Действия Общества по отключению от электроснабжения котельных привели к срыву окончания отопительного сезона на объектах социальной сферы и в жилых помещениях граждан-потребителей. 06.03.2013 по результатам рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа было принято решение (в полном объеме изготовлено 18.03.2013) о признании факта нарушения ОАО «КСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путем ограничения подачи электрической энергии в период с 26.04.2011 по 04.05.2011 на котельные в н.п. Дружба, Жвалово, Западный, эксплуатируемые МУП «Коммунсервис», что привело к ущемлению интересов потребителей услуги по теплоснабжению (л.д. 98-105). В соответствии с пунктом 2 резолютивной части данного решения предписание об устранении нарушения в адрес Общества не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. На основании пункта 3 резолютивной части решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства. 05.12.2013 в отношении ОАО «КСК» в присутствии его представителя на основании доверенности составлен протокол об административном правонарушении по делу № АД 04-94/423. В указанных выше действиях Общества усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (л.д. 10-17). 18.12.2013 заместитель руководителя Управления, рассмотрев протокол и материалы дела № АД 04-94/423, вынес в отношении ОАО «КСК» постановление, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное совершение однородного правонарушения), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 737 500 рублей (л.д. 18-28). Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании его незаконным и отмене. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем, не усмотрев процессуальных нарушений при производстве по делу, признал законным и обоснованным оспариваемое постановление антимонопольного органа и отказал в удовлетворении заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А82-12333/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|