Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2014 по делу n А31-5740/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

14 апреля 2014 года

Дело № А31-5740/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.   

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:

представителя заявителя Косныревой Г.В., действующей на основании доверенности от 31.01.2014,

представителя ответчика Красавина А.Р., действующего на основании доверенности от 22.07.2013,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 по делу № А31-5740/2013, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.

по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области (ОГРН 1037700013020, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) по Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Коммунаров, д. 22),

о признании незаконными действий,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области (далее – заявитель, Банк, ЦБ РФ) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) по Костромской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 292087 руб. 17 коп., возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды в сумме 292087 руб. 17 коп.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 заявленные требования удовлетворены.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) не входит в тариф специализированных организаций;  при передаче отходов специализированной организации не происходит перехода права собственности на отходы; плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет компенсационный характер и покрывает потери от негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, в том числе при размещении отходов; Банк, заключив договоры со специализированными организациями на предоставление услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, добровольно согласился самостоятельно вносить плату за размещение отходов.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу  и дополнении к нему приведенные ответчиком доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.03.2013 Банк обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 г.г. (л.д. 32-34). В данном заявлении указано, что объектами размещения отходов могут являться только специально оборудованные сооружения, предназначенные для их размещения (полигон, шламохранилище и другое).  Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Костромской области и его структурные подразделения самостоятельно не осуществляют размещение отходов. Отходы временно складируются на площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Главным управлением и его структурными подразделениями заключены договоры на размещение отходов со специализированными организациями. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, увязывающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду с тем, является ли юридическое лицо собственником отходов. К данному заявлению приложены уточненные расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 г.г. по Главному управлению Банка России по Костромской области, а также по ликвидированным обособленным подразделениям: расчетно-кассовому центру г. Нея (1, 2 квартал 2010 года) и расчетно-кассовому центру г.Буй (2010 год и 1, 2 квартал 2011 года). Расчетно-кассовые центры г. Галич, г. Мантурово, г. Шарья направили уточненные расчеты за отчетные периоды 2010-2012 г.г. заказной почтой с уведомлением (том 1, л.д. 35-41). Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 г.г. оплачена Банком платежными поручениями в размере 292787 рублей 44 копейки.

19.03.2013 Управление направило в адрес заявителя письма № 06-21-03/909 (том 1, л.д. 25), № 06-21-03/905 (том 1, л.д. 26-27), № 06-21-03/904 (том 1, л.д. 28-29), № 06-21-03/889 (том 1, л.д. 30-31), в которых указало, что представленные Банком корректирующие расчеты не могут быть приняты к учету. Из указанных писем следует, что между Банком и специализированными организациями заключены договоры на предмет оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению ТБО. За пользование услугами свалки установлен соответствующий тариф. Плата за негативное воздействие за размещение отходов в тариф не заложена. Банк, являясь природопользователем, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду, обязан своевременно осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов производства и потребления, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не согласившись с действиями Управления по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части твердых бытовых отходов), заявитель обжаловал их в арбитражный суд. В связи с тем, что Управлением самостоятельно осуществлен возврат излишне уплаченных платежей в размере 700 рублей 27 копеек, Банком заявлены требования о возврате излишне уплаченных платежей в размере 292087 рублей 17 копеек.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель  не осуществляет деятельность по размещению отходов, оснований для возложения на него обязанности по внесению платы за размещение отходов не имеется.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из статьи 3 Федерального закона об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно пунктам 1, 2, 6  статьи 12 Федерального закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что  Банк обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 г.г., указав, что самостоятельно не осуществляет размещение отходов. В соответствии с заключенными договорами отходы передаются  специализированным организациям в целях обезвреживания и размещения. Регулярно производится оплата за обезвреживание, размещение отходов.

Отказывая в возврате платы, ответчик указал, что Банк, как природопользователь, обязан своевременно осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. При этом Управление сослалось на то, что плата за негативное воздействие за размещение отходов не входит в тариф за услуги по сбору, вывозу и захоронению ТБО, оказываемые специализированной организацией на основании соответствующего договора.

Между тем, из указанных положений законодательства следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе об охране окружающей среды. Обращение с отходами подразумевает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которые, за исключением накопления отходов, вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель  осуществляет деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности положениями Федерального закона об отходах производства и потребления, в связи с чем у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения твердых бытовых отходов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) не входит в тариф специализированных организаций;  при передаче отходов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2014 по делу n А82-12906/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также