Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу n А82-5547/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 апреля 2014 года

Дело № А82-5547/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.   

Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,

без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – муниципального унитарного предприятия «Ростовская коммунальная энергетика» Ростовского муниципального района, ИНН 7609003843, ОГРН 1027601074401

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15 января 2014 года по делу №А82-5547/2013, принятое судом в составе судьи Никифоровой Л.А.

по иску администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7609003843 ОГРН 1027601074401)

к муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» Ростовского муниципального района (ИНН 7609003843 ОГРН 1027601074401),

третьи лица: департамент финансов Ярославской области, департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, департамент энергетики, регулирования тарифов Ярославской области,

о взыскании задолженности,

установил:

 

администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Ростовская коммунальная энергетика» Ростовского муниципального района (далее – Предприятие, ответчик, заявитель) 9 777 847 руб. 03 коп. задолженности.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов Ярославской области (далее – Департамент финансов), департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (далее – Департамент ЖКК), департамент энергетики, регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент энергетики).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15 января 2014 года иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что при расчете суммы фактической потребности Предприятия в субсидии за 2012 год истцом неправильно применен средний тариф на тепловую энергию 2012 года за 1 Гкал без НДС и средние фактические затраты на производство и реализацию тепловой энергии в расчете на 1 Гкал. При контррасчете ответчик использовал средний тариф, вычисленный по аналогии с 2011 годом: доход от реализации услуг тыс.руб./объем оказанных услуг, всего Гкал. Таким образом, средний тариф на 2012 год – 209635,7 тыс.руб./166709,77 Гкал=1257,49 руб./Гкал. Средние фактические затраты на производство и реализацию тепловой энергии должны рассчитываются следующим образом: фактические затраты на производство и реализацию тыс.руб./объем оказанных услуг, всего Гкал. Следовательно, фактические затраты за 2012 год составят – 261857,7 тыс.руб./166709,77 Гкал=1570,74 руб./Гкал. Сумма перефинансирования за 2011, 2012 годы составляет 1 108 558 руб. 98 коп. Суд не учел, что денежные средства по договору на финансирование расходов органами за счет средств субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий по теплоснабжению от 17.05.2012 № 154 (далее – договор № 154), были выделены Предприятию в качестве средств для погашения задолженности на поставку газа ООО «РОМЗЭНЕРГО». Судами двух инстанций по делу №А82-1276/2012, а также определением от 11.02.2014 по делу №А82-2546/2011 Б/73-5з было установлено, что денежные средства, выделенные в качестве субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий органами местного самоуправления по теплоснабжению именно на расчеты за покупную тепловую энергию с поставщиком ООО «РОМЗЭНЕРГО». Выделенные должнику денежные средства носили целевой характер и не могли быть использованы на другие цели, а в случае их нецелевого использования должны были быть возвращены в бюджет муниципального образования. Из материалов указанных дел следует, что должник распорядился полученными денежными средствами с нарушением установленного порядка, направил их не на оплату топливно-энергетических ресурсов, используемых для производства и реализации тепловой энергии, в том числе на топливо, электроэнергию, покупную тепловую энергию, а на приобретение прав требования к одному из поставщиков тепловой энергии, что свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств. При вынесении решения по настоящему делу указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение и должны быть учтены при вынесении решения.

Истец  и третьи лица отзывы на жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 15 января 2014 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Между Администрацией и Предприятием заключены договоры на финансирование расходов организации за счет средств субсидий на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий по теплоснабжению № 81 от 29.02.2012, № 80 от 07.03.2012, № 154 от 17.05.2012, № 205 от 20.08.2012, № 240 от 04.10.2012.

Договорами установлены права и обязанности сторон, расчеты по договору, ответственность сторон.

Из раздела 3 договоров следует, что Администрация обязана перечислять Предприятию средства, предоставляемые из областного и районного бюджетов в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий Администрацией Ростовского муниципального района по теплоснабжению, утвержденным Решением Думы Ростовского муниципального района от 27.02.2012 № 24, на основе расчетов, являющихся неотъемлемой частью договора; производить финансирование Предприятия по мере поступления денежных средств в Администрацию из областного и районного бюджетов.

Организация обязана предоставлять в Администрацию отчетность и расчеты; направлять полученные бюджетные средства на оплату топливно-энергетических ресурсов; обеспечить целевое использование бюджетных средств.

Разделом 4 договоров установлен размер финансирования.

Согласно разделу 5 договоров в случае излишнего финансирования Предприятие по результатам работы 2012 года осуществляет возврат средств в Администрацию.

В 2012 году Администрация выделила ответчику средства субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий органами местного самоуправления по теплоснабжению, в размере 72 622 200 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика.

Данный факт ответчиком не отрицается.

15.03.2013 ответчиком представлена информация в соответствии с Приложением № 2 к Порядку, утвержденному Решением Думы Ростовского муниципального района от 22.02.2012 № 24, из которой следует, что сумма дополнительных расходов по теплоснабжению за 2011 год, непрофинансированных субсидий в 2011 году, составила 23 462 080 руб.

Данный факт ответчиком подтвержден в расчете к отзыву на иск от 19.09.2013 в сумме 23 462 054 руб. 77 коп.

Объем отпущенной тепловой энергии для целей теплоснабжения объектов социальной сферы и жилищного фонда Ростовского муниципального района за 2012 год составил 154090 Гкал; фактические затраты на производство и реализацию тепловой энергии в 2012 году составили 1570,74 руб. за 1 Гкал в соответствии с отчетной калькуляцией стоимости услуг теплоснабжения, представленной ответчиком за 2012 год; средний тариф на тепловую энергию 2012 год за 1 Гкал без НДС, по информации Департамента энергетики, составил 1315,16 руб./Гкал.

С учетом недофинансированных расходов ответчика за 2011 год в размере 23 462 054,77 руб. потребность Предприятия составляет 62 844 376,97 руб. (23462054,77 руб.+39382322,20 руб.), где 39 382 322,20 руб. - размер субсидии на 2012 год (1570,74 руб./Гкал - 1315,16 руб./Гкал) х 154090,0 Гкал.

Фактически в 2012 году профинансировано 72 622 224 руб., в связи с чем размер суммы возврата средств субсидии Предприятием за 2012 год составил     9 777 847,03 руб. (72 622 224 руб. - 62844376,97 руб.).

16.01.2013 Департамент финансов вынес в адрес истца предписание о возврате излишне полученных средств субсидии.

21.02.2013 в адрес ответчика была направлена претензия № 703 с требованием возврата средств субсидии, полученная ответчиком 01.03.2013, которая оставлена без ответа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

По смыслу статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу договорного обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, в частности, уплатить деньги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.02.2012 № 107-п утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по теплоснабжению на 2012 год.

Пунктом 4 Порядка установлена формула, по которой рассчитывается размер субсидии муниципальным образованиям области с 2012 года:

С=(S+(3-T)хV)хK, где:

S2011 - сумма дополнительных расходов по теплоснабжению за 2011 год, рассчитанная по формуле:

S2011=(З2011-Т2011) х V2011-F2011, где:

S2011 - средние фактические затраты на производство и реализацию тепловой энергии в 2011 году в расчете на 1 Гкал (в рублях);

Т2011 - средний тариф на тепловую энергию 2011 года за 1 Гкал без налога на добавленную стоимость (в рублях);

V2011 - объем тепловой энергии, использованной для обеспечения теплоснабжения населения и учреждений бюджетной сферы по муниципальным образованиям области в 2011 году (в Гкал);

F - размер средств, направленных организациям, обеспечивающим теплоснабжение населения и учреждений бюджетной сферы, на возмещение дополнительных расходов по теплоснабжению, включая средства областного и местного бюджетов (в рублях);

S2012 - прогнозируемые средние фактические затраты на производство и реализацию тепловой энергии в 2012 году в расчете на 1 Гкал (в рублях);

Т2012 - средний тариф на теплову энергию 2012 года за 1 Гкал без налога на добавленную стоимость (в рублях);

V2012 - объем тепловой энергии, необходимой для обеспечения теплоснабжения населения и учреждений бюджетной сферы по муниципальным образованиям области в 2012 году (в Гкал);

К - средний поправочный коэффициент влияния составляющих на расходы на тепловую энергию, учитывающий долю софинансирования местного бюджета и обеспеченность организаций оборотными средствами в 2011 и 2012 годах (в процентах).

В соответствии с пунктом 11 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований области в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором производилось финансирование субсидий из областного бюджета, представляют в Департамент ЖКХ отчет об использовании субсидии. Департамент ЖКХ ежеквартально представляет в Департамент финансов обобщенную информацию об использовании субсидий. Годовой отчет об использовании субсидий предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Департамент ЖКХ в срок до 30.01.2013 Департамент ЖКХ предоставляет обобщенную информацию об использовании субсидий в срок до 10.02.2012.

Из пункта 12 Порядка следует, что в случае излишнего финансирования организаций, установленного уполномоченными

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу n А29-6593/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также