Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2014 по делу n А29-7389/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 марта 2014 года

Дело № А29-7389/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.     

Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Чечулиной В.В., действующей на основании доверенности от 17.09.2012,

представителя ответчика: Михайлюты А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.03.2014 № 163,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми  (филиал № 5)

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 по делу

№А29-7389/2013, принятое судом в составе судьи  Огородниковой Н.С.,

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Северная железная дорога

(ИНН: 7708503727,  ОГРН: 1037739877295)

к Государственному  учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал № 5)  (ИНН:  1101471495, ОГРН: 1021100512685),

о  признании частично  недействительным решения от 28.06.2013 № 85 н/с,

установил:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Северная железная дорога (далее – Общество, ОАО «РЖД»)    обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал №5) (далее – Фонд) о признании недействительным решения от 28.06.2013 № 85 н/с о привлечении страхователя к ответственности в части доначисления страховых взносов в сумме 3 078 536,33 руб., пеней в сумме 103 840,17 руб. и штрафов  в  размере  615 707,27 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 требования Общества удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 09.01.2014  отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции по жалобе Фонд обращает внимание апелляционного суда на следующие  обстоятельства:

1) судом первой инстанции сделан неверный вывод в отношении регистрации Общества в качестве страхователя в региональном отделении Фонда по Республике Коми, так как в органах ФСС по заявлению Общества 14.02.2011 было зарегистрировано его структурное подразделение – Сосногорская  дистанция  пути.  Общество же в качестве страхователя  в  Фонде в Республике Коми не  зарегистрировано.

2) Суду первой  инстанции следовало учесть, что Сосногорская  дистанция  пути является самостоятельным субъектом по обязательному социальному  страхованию,  на  которого  распространяются  обязанности, предусмотренные  в статьях 17, 19 Федерального закона №125-ФЗ.

3) Сделав вывод об отсутствии оснований установления  для Сосногорской  дистанции  пути  страхового тарифа, отличного  от  тарифа, установленного  для ОАО «РЖД», суд первой инстанции не учел положения абзаца 4 статьи 4 и статьи 6 Федерального  закона  №125-ФЗ,  которым   обязанность регистрации  в качестве  страхователя установлена  для всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих  обязательному социальному страхованию.

Кроме того, в проверяемом периоде деятельность, фактически осуществляемая Сосногорской дистанцией пути, состояла из сдачи внаем  собственного нежилого недвижимого имущества, поэтому класс  профессионального риска (соответственно и страховой тариф для расчета взносов) должен устанавливаться исходя из фактически осуществляемой  деятельности  страхователя - Сосногорской дистанции пути.

При таких обстоятельствах Фонд полагает, что  неверные данные о фактически осуществляемом Сосногорской дистанцией пути виде  экономической деятельности привели к неверному определению класса профессионального риска и  страхового тарифа для Сосногорской  дистанции  пути,  что и привело к доначислению страховых взносов в размере 3 078 536,33  руб.

Таким образом, Фонд считает, что решение от 09.01.2014 подлежит  отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена выездная проверка Общества в связи с деятельностью обособленного подразделения - Сосногорской  дистанции путей - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по  результатам  которой составлен акт от 16.05.2013  №136 н/с.

28.06.2013 Фондом принято решение № 85 н/с, согласно которому  Обществу:

- начислен  штраф  в сумме 616 167,83 руб. (статья 19 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998),

-  страховые взносы в сумме 3 080 839,15 руб.,

-  пени в сумме 103 840,17 руб.

Общество с  решением  Фонда  не  согласилось  и  обратилось с заявлением в суд.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 28.11.2009 № 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.12.2006 №857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 № 55, Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004  № 111  «Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)», требования Общества признал обоснованными.  При этом суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае у Фонда отсутствовали основания для установления структурному подразделению Общества страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отличного от страхового тарифа, установленного для  ОАО «РЖД»,

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998  № 125-ФЗ «Об    обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и  профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) под страхователем   понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы. 

В силу требований статьи 6 Закона № 125-ФЗ в исполнительных органах   страховщика осуществляется регистрация страхователей  - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных   подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих   выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.        

Статьей 17 Закона № 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и  перечислять страховщику страховые взносы.       

В статье 21 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что  страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 28.11.2009 № 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» на 2011 год для страхователей, отнесенных в зависимости от видов экономической деятельности к третьему классу профессионального риска, установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных в размере 0,4 процента, для страхователей, отнесенных к пятому классу профессионального риска - в размере 0,6 процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ  Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005  № 713 (далее – «Правила…»).         

Согласно пункту 2 «Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» (утвержден Приказом Министерства  здравоохранения и социального развития  Российской Федерации от 31.01.2006  №55, далее – «Порядок…») основной вид экономической деятельности   определяется страхователем самостоятельно. Для подтверждения основного   вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля   представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации   документы, предусмотренные пунктом 3 «Порядка...», а именно:

- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему «Порядку…»,

- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему «Порядку…»;

- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, заполняемой на основе данных бухгалтерской отчетности за предыдущий год,  предусмотрено отражение доходов и поступлений от каждого из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности и доли доходов по данному виду деятельности в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Пунктом 7 «Правил» предусмотрено, что самостоятельными   классификационными единицами для целей обязательного социального   страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных   заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности,   являются страхователи, обособленные подразделения страхователей -  юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей -  юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности,   которые не являются основным видом экономической деятельности   страхователя.        

В соответствии с пунктами 8, 9 «Правил» экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.

Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Согласно пункту 11 «Правил» основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными   классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду   экономической деятельности, которому соответствует основной вид   экономической деятельности (пункт  12).        

Названным выше «Порядком…» предусмотрено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 «Правил…», согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Между тем статус структурного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку для установления данного статуса  необходимо наличие совокупности всех перечисленных выше условий, предусмотренных в пункте 7 «Порядка…», а также соблюдение установленной пунктом 8 «Порядка…»  процедуры отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений (подача заявления

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2014 по делу n А31-4620/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также