Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А82-2092/2008. Изменить решение
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 27 ноября 2008 года Дело № А82-2092/2008-27 Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2008 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Чистовой И.Е. по доверенности от 01.08.2008, представителя ответчика Гусарова О.Е. по доверенности от 11.01.2008 № 1/50-30, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2008 по делу № А82-2092/2008-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа Индустрия Холдинг» к мэрии города Ярославля третьи лица: Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Группа Индустрия Холдинг» (далее – заявитель, Общество, ООО «Группа Индустрия Холдинг») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия мэрии города Ярославля (далее – ответчик, Мэрия), выразившегося в неисполнении требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 12 Временного положения о предоставлении земельных участков на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 328 (далее – Временное положение № 328), - непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – квартала индивидуальных жилых домов (за пределами СЗЗ) в районе ул. 1-я Кольцова в г.Ярославле; обязании Мэрии издать ненормативный правовой акт – постановление мэра о предварительном согласовании с 20.04.2004 ООО «Группа Индустрия Холдинг» квартала индивидуальных жилых домов (за пределами СЗЗ) с частичной реконструкцией существующей жилой застройки в районе ул. 1-я Кольцова с инженерными коммуникациями на земельном участке ориентировочной площадью 1,87 га. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее – Управление, УЗР) и Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее – Департамент, ДАРТГ). Решением суда первой инстанции от 18.08.2008 требования заявителя удовлетворены. Не согласившись с данным решением, Мэрия обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ответчик считает, что Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 3-месячный срок для оспаривания бездействия органа местного самоуправления. Нарушение норм материального права мэрия г.Ярославля усматривает в вынесении судом решения без учета системного толкования норм пунктов 10, 13 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), определяющих понятия «строительство», «объект капитального строительства», и статьи 31 ЗК РФ. По мнению ответчика, в статьях ЗК РФ, регулирующих процедуру выбора земельного участка для строительства, под объектом следует понимать конкретный объект капитального строительства, а не их комплекс. Кроме того, использованная в резолютивной части решения формулировка «с частичной реконструкцией жилой застройки» противоречит юридическому определению понятия «реконструкция», содержащемуся в пункте 14 части 1 статьи 1 ГрК РФ. В отзыве на апелляционную жалобу ДАРТГ поддерживает позицию ответчика. Общество считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывает на то, что пропущенный заявителем процессуальный срок восстановлен определением суда от 01.08.2008, которое никем не обжаловалось. По мнению ООО «Группа Индустрия Холдинг», нормы ГрК РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат, как принятые после возникновения спорных правоотношений по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объектов и не имеющие обратной силы. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 18.11.2008 до 25.11.2008, после окончания которого представители надлежащим образом извещенных сторон в суд не явились. УЗР и ДАРТГ явку представителей в апелляционный суд также не обеспечили, о месте и времени судебного заседания и перерыве извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2003 году ООО «Группа Индустрия Холдинг» в соответствии с пунктом 5 статьи 30, статьей 31 ЗК РФ, ГрК РФ 1998 года, Градостроительным кодексом г.Ярославля, утвержденным решением Малого Совета Ярославского городского Совета народных депутатов от 06.05.1992 № 93, Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Ярославле, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 12.10.1995 № 1292, обратилось в Управление развития городской инфраструктуры и управления жилищным фондом мэрии г. Ярославля с заявлением о выборе земельного участка в п. Норское, в районе ул. 1-я Кольцова в Дзержинском районе г. Ярославля (за пределами санитарно-защитной зоны) для размещения квартала индивидуальных жилых домов. 26.12.2003 комиссией по градостроительной политике при выборе земельных участков принято решение выдать акт выбора земельного участка на разработку квартала индивидуальных жилых домов в районе ул. 1-я Кольцова (за пределами санитарно-защитной зоны), разрешить Обществу сбор необходимых согласований и технических условий согласно подготовленному Управлением планировки и застройки города акту выбора земельных участков. 20.01.2004 заявителю выдан акт выбора земельного участка № 553 с приложением топографического плана масштаба 1:500 и ситуационного плана масштаба 1:5000. Постановлением мэра г.Ярославля от 30.12.2004 № 5421 Обществу разрешено разработать проект застройки квартала индивидуальных жилых домов с частичной реконструкцией существующей жилой застройки в районе ул. 1-я Кольцова с инженерными коммуникациями. 28.02.2005 начальником Управления архитектуры и градостроительства утверждено архитектурно-планировочное задание № 382 на разработку данного проекта. В 2006 году утвержден проект межевания квартала, изготовленный ООО «Геотехник» по заказу ООО «Группа Индустрия Холдинг». Проект границ земельного участка площадью 18676 кв.м. в районе ул. 1-я Кольцова в Дзержинском районе утвержден приказом начальника УЗР от 07.06.2007 № 179. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2007 по делу № А82-3062/2007-56, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (далее – ФАС ВВО) от 20.02.2008, было отказано в удовлетворении требования Общества о предоставлении земельного участка для строительства в связи с отсутствием решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом ФАС ВВО, исходя из буквального содержания постановления мэра г.Ярославля от 30.12.2004 № 5421, указал на то, что данный ненормативный правовой акт не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. 20.03.2008 мэром г.Ярославля с учетом материалов публичных слушаний (протокол от 29.01.2008, заключение от 29.01.2008) в соответствии с ГрК РФ и приказа ДАРТГ от 03.09.2007 № 1 издано постановление № 721 об утверждении разработанного Обществом проекта планировки территории в районе пересечения ул. 1-й Кольцова и пер. Красноперевальского в Дзержинском районе г. Ярославля. В связи с непринятием Мэрией решения о предварительном согласовании места размещения квартала индивидуальных жилых домов заявитель оспорил в арбитражный суд бездействие органа местного самоуправления. Удовлетворяя его требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта бездействия ответчика в связи с непринятием им решения по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта в срок, установленный пунктом 12 Временного положения № 328. Также суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте (статья 27 ЗК РФ), не подпадает под действие пункта 11 статьи 30 ЗК РФ, свободен от прав третьих лиц, решение о его изъятии не принято, он не относится к категории земель, исключающих возможность осуществления на нем капитального строительства, либо на которых отсутствует техническая возможность строительства. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса. Пункт 1 статьи 30 ЗК РФ устанавливает два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Из материалов дела можно сделать вывод о том, что ООО «Группа Индустрия Холдинг» была инициирована процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Кроме того, о фактическом начале этой процедуры свидетельствуют обстоятельства, установленные вступившими в законную силу и имеющими преюдициальное значение судебными актами по делу № А82-3062/2007-56 (т.1 л.д. 84 – 94). В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса. Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. По итогам рассмотрения данного заявления уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статье 98 Устава города Ярославля, принятого решением муниципалитета г.Ярославля 16.10.1995 № 42, в 2004 году распоряжение земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, а также земельными участками, расположенными на территории города Ярославля и находящимися в неразграниченной государственной собственности, осуществлялось Мэрией. Согласно пункту 12 Временного положения № 328 предварительное согласование места размещения объекта или его расширения производится в сроки: 1) для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования с Правительством России - до шести месяцев; 2) для объектов, не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с областной администрацией - до трех месяцев; 3) для объектов местного значения - до одного месяца. Однако до настоящего времени муниципальный правовой акт о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении по заявлению Общества ответчиком не принят. Из содержания уточненного заявления ООО «Группа Индустрия Холдинг» от 13.08.2008 (т. 2 л.д. 76 – 79) следует, что, несмотря на исключение из формулировки заявленных им требований слов «….либо об отказе в размещении объекта…», предметом спора является бездействие Мэрии по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта в целом, а не Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А31-2740/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|