Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А82-12852/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 февраля 2014 года

Дело № А82-12852/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года. 

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда  Ярославской области от 25.11.2013 по делу №А82-12852/2013, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,  

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кобра Гарант-Ярославль» (ИНН: 7604189418, ОГРН: 1107604015529)

к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344),

 признании недействительным решения от 02.08.2013 № 10852,

установил:

 

 общество с ограниченной ответственностью «Кобра Гарант-Ярославль» (далее – ООО «Кобра Гарант – Ярославль», Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) с заявлением о признании недействительным решения от 02.08.2013 № 10852 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 130 326 руб. 90 коп.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2013 заявленные требования Общества удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что возмещение средств Фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Фонд считает, что Обществом искусственно создана ситуация, направленная на неправомерное возмещение пособия по беременности и родам в максимальном размере за счет Фонда.

В обоснование своей позиции по жалобе Фонд обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1)                     приказ о приеме на работу Андриановой А.А. был издан 01.01.2012 ранее заключения трудового договора (10.01.2012). Данный факт, по мнению Фонда, свидетельствует о предоставлении Обществом документов, изготовленных в более поздние сроки относительно действительных периодов рассматриваемых событий, и недостоверности отраженных в них сведений;

2)                     тарифная ставка бухгалтера-экономиста в пять раз превышает тарифную ставку других работников; разрешение вопроса о возмещении расходов на выплату пособий за счет государственных средств на обязательное социальное страхование не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений, а формальное соответствие представленных документов требования законодательства не свидетельствует и не может служить достаточным доказательством правомерности действий Андрианова Р.Л.;

3)                     согласно расчету Общества по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 2012, после ухода Андриановой А.А. в отпуск по беременности и родам у страхователя в четыре и более раз сократилась база для начисления страховых взносов при той же численности работников;

4)                     документы, подтверждающие трудовую деятельность Андриановой А.А. и письменные пояснения от Общества в период проведения проверки представлены не были. Из ранее представленных страхователем документов: платежно-расчетных ведомостей, расходных кассовых ордеров, штатного расписания, табеля учета рабочего времени, справки 2-НДФЛ не выявлено фактов, подтверждающих трудовую деятельность бухгалтера-экономиста, так как данные документы подписаны генеральным директором Андриановым Р.Л.

Других документов, подтверждающих выполнение Андриановой А.А. своих обязанностей согласно требованиям должностной инструкции в качестве бухгалтера-экономиста, Обществом в ходе камеральной проверки представлено не было.

5)                 Доводы суда первой инстанции о наличии и фактической выплате заработной платы Андриановой А.А. с уплатой всех предусмотренных законом обязательных платежей и налогов не свидетельствует о выполнении сотрудницей своих трудовых обязанностей, поскольку размер требуемых к возмещению средств на выплату пособия по беременности и родам несоразмерен сумме уплачиваемых страховых взносов.

Подробно позиция Фонда изложена в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение Арбитражного суда Ярославской области законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2013 Общество обратилось в Фонд за выделением денежных средств на выплату страхового обеспечения в возмещение расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 130 326 руб. 90 коп., произведенных за период с 03.09.2012 по 20.01.2013 на основании листка нетрудоспособности № 052 763 043 285 бухгалтеру-экономисту Андриановой А.А., состоящей с ООО «Кобра Гарант-Ярославль» в трудовых отношениях.

Фондом была проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте от 28.06.2013 № 114 (т.2, л.д.19-23).

01.08.2013 Фондом вынесено решение № 275 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 137 705 руб. 40 коп. (т.1, л.д.25-27).

ООО «Кобра Гарант–Ярославль» с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь частью 1 статьи 65, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования и пунктом 2.4 постановления ФСС от 09.03.2044 № 22, пришел к выводу о том, что Ответчиком не доказано отсутствие трудовых отношений Общества с Андриановой А.А. и создание Обществом искусственной ситуации для необоснованного получения средств ФСС России.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию; граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются застрахованными лицами.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, к которым согласно пункту 1 статьи 7 настоящего Федерального закона относится материнство.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страховщика (Фонда) по своевременной выплате страхового обеспечения.

В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являются видами страхового обеспечения.

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон № 255-ФЗ).

В силу части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Закона № 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, в связи с материнством.

На основании частей 1 и 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

В пункте 1 статьи 11 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

В части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительной компетенции работодателя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.06.2007 № 320-О-П, налогоплательщик в силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации) осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Законы № 165-ФЗ и № 255-ФЗ не используют понятие экономической целесообразности и не регулируют порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность создания общества и направленность действительной воли сторон, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании трудового договора от 10.01.2012 и приказа ООО «Кобра Гарант-Ярославль от 01.01.2012 Андрианова Анастасия Алексеевна принята на работу в Общество (основное место работы) на должность бухгалтера-экономиста с должностным окладом 30 000 руб. Дата начала работы 10.01.2012 (пункт 5 трудового договора. Трудовой договор заключен на неопределенный срок (т.1, л.д.32-34).

Андрианова А.А. имеет высшее образование по специальностям «Прикладная математика и информатика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Обязанности данного работника определены в Должностной инструкции бухгалтера-экономиста, утвержденной генеральным директором Общества 01.01.2012 (т.1, л.д.18-19).

В штатном расписании Общества на период с января 2012 года по октябрь 2012 имеется должность бухгалтера-экономиста с тарифной ставкой 30 000 руб. (т.1, л.д.35-37).

В трудовую книжку

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А82-12455/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также