Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А29-6153/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

13 февраля 2014 года

Дело № А29-6153/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года. 

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляшовой Т.М.,

судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2013 по делу № А29-6153/2013, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,

по иску открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал» (ИНН: 1101205944, ОГРН: 1121101013054)

к обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН: 1101089896, ОГРН: 1111101007742)

о взыскании долга, процентов за пользование чужими денежными средствами,

 

установил:

 

открытое акционерное общество «Сыктывкарский Водоканал» (далее – МУП «Сыктывкарский Водоканал», Водоканал, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее – ООО «Энергоресурс», Общество, ответчик) о взыскании 72 403 руб. 90 коп. долга по договору № 4573 от 22.01.2013г. за период с мая по июль 2013 года, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с момента вынесения решения суда по день фактической уплаты денежных средств, исходя из учетной ставки банковского процента на день вынесения решения.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2013 иск удовлетворен.

Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что согласно выписке из журнала приема аварийных заявок по МКД в спорный период были зарегистрированы жалобы потребителей о ненадлежащем оказании услуг водоснабжения (04.06.2013 прорвало трубу х/в по ул.Сысольское шоссе, 13.07.2013 в доме № 28 по ул.Кирова вместо холодной воды шла горячая вода, 14.07.2013 по ул.М.Горького не было х/в). Ответчик считает, что в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества потребленный объем водоснабжения истцом завышен, при этом акты выполненных работ не подписаны ООО «Энергоресурс».

Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.

Как следует из материалов дела, договор № 4573 на водоснабжение и водоотведение от 22.01.2013, согласно которому Водоканал обеспечивает бесперебойную подачу питьевой воды до точки подключения инженерных систем ООО «Энергоресурс», а также обеспечивает бесперебойный прием сточных вод не заключен, потому как ответчиком не подписан протокол согласования разногласий (л.д. 8-17).

Тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые МУП «Сыктывкарский Водоканал», на 2013 год установлены Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 30.11.2012 № 99/4, надбавки к тарифам - Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.11.2010 г. № 35/11-605.

Истец в период с мая по июль 2013 года оказал ответчику услуги по жилому дому ул. Советская 26 на общую сумму 72 403 руб. 90 коп. и выставил для оплаты за спорные месяцы счета-фактуры №19026 от 31.05.2013 на сумму 25932,77 руб., №23040 от 30.06.2013 на сумму 21 226,87 руб., №24949 от 31.07.2013 на сумму 25 244,26 руб.

Факт оказания услуг подтверждается актами выполненных работ (л.д. 21-24), не подписанными со стороны ответчика.

Ответчик частично оплатил оказанные Водоканалом услуги, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 62-71), задолженность по расчету истца составила 72 403 руб. 90 коп. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии с пунктом 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14), фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что истец оказывал услуги ответчику, поэтому отношения, сложившиеся между сторонами по спору, следует признать договорными отношениями. Незаключенность договора не освобождает ответчика от оплаты поставленных истцом услуг.

Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167).

Согласно пункту 88 Правил № 167 абонент обязан своевременно производить оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды.

Пунктом 69 Правил № 167 предусмотрено, что оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в исковой период подтверждается материалами дела. Предъявленные к оплате объемы подтверждаются актами об оказании услуг, счетами-фактурами.

Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учет фактического потребления коммунального ресурса ведется одним из двух способов: по показаниям приборов учета либо расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги.

Истцом представлены документы, свидетельствующие о поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, обслуживаемые ответчиком, в объеме, исчисленном с учетом вышеприведенных требований.

В апелляционной жалобе ООО «Энергоресурс» заявляет о завышении истцом потребленного объема водоснабжения по причине ненадлежащего оказания услуг водоснабжения, при этом в подтверждение ненадлежащего качества ответчик приводит жалобы потребителей: 04.06.2013 прорвало трубу х/в по ул.Сысольское шоссе, 13.07.2013 в доме № 28 по ул.Кирова вместо холодной воды шла горячая вода, 14.07.2013 по ул.М.Горького не было х/в – согласно выписке из журнала приема аварийных заявок по МКД.

Рассмотрев заявленные ответчиком возражения по качеству воды, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Представленные доказательства не могут служить основанием для принятия возражений ответчика о необходимости освобождения от оплаты потребленного ресурса за исковой период.

Порядок взаимодействия Водоканала как ресурсоснабжающей организации и Общества как управляющей организации при установлении фактов предоставления ресурса ненадлежащего качества урегулирован как условиями незаключенного договора, так и положениями действующего законодательства.

Поскольку ресурс – питьевая вода приобреталась ответчиком для целей предоставления коммунальных услуг гражданам, то при рассмотрении спора по качеству поставляемого ресурса также подлежат применению в соответствующей части Жилищный кодекс Российской Федерации, а также действующие в спорный период Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила № 307).

На основании пункта 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован в разделе VIII Правил № 307.

Согласно пункту 60 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением.

В соответствии с пунктом 64 Правил № 307 в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В пункте 65 Правил № 307 предусмотрено, что сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (пункт 65).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 66 Правил № 307).

По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества пункт 69 Правил №07).

Согласно пункту 74 Правил № 307 период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг или с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Таким образом, как положения действующего законодательства, так и условия незаключенного договора предполагают необходимость установления в определенном порядке фактов предоставления ресурса ненадлежащего качества, что является определяющим в вопросе определения периода и размера снижения платы за соответствующую коммунальную услугу ненадлежащего качества и, соответственно, предоставленный ресурс.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответчиком указанный выше порядок

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А82-3300/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также