Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А82-340/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Возврат госпошлины

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

24 ноября 2008 года

Дело № А82-340/2008-27  

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.   

Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 года.

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе: председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Чистовой И.Е. по доверенности от 13.11.2008,

представителя Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля Гусарова О.Е. по доверенности от 05.08.2008 № 35,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля   

на решение Арбитражного суда Ярославской  области  от  18.08.2008  по  делу  № А82-340/2008-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаворит-2000»

к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области

третьи лица: Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля

о признании приказов недействительными,    

         

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Фаворит-2000» (далее – заявитель, Общество, ООО «Фаворит-2000») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным приказа начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 22.06.2007 № 270 «Об отказе в размещении объекта на земельном участке на пересечении ул. Спартаковской и ул. Ранней в Заволжском районе»; о признании незаконным приказа директора Департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области от 17.10.2007 № 157 «Об отказе ООО «Фаворит» в предварительном согласовании места размещения центра многофункционального обслуживания районного уровня на пересечении ул. Спартаковская и ул.Ранняя в Заволжском районе» и обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем обеспечения выбора земельного участка ориентировочной площадью 1 га, расположенного в Заволжском районе г. Ярославля на пересечении ул. Спартаковская и ул. Ранняя для строительства центра многофункционального обслуживания районного уровня, утверждения проекта границ земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее – Департамент, ДАРТГ).

Определением суда от 08.05.2008 произведена замена ответчика – Департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области (далее – Департамент, ДУЗР) на его правопреемника Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее – ДУГИ).

Решением суда первой инстанции от 18.08.2008 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее – Управление, УЗР) обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение от 18.08.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Управление считает приказ от 22.06.2007 № 270 обоснованным, указывает на то, что решение о продаже земельного участка с аукциона соответствует принципу земельного законодательства о необходимости сочетания интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Право ООО «Фаворит» на участие в аукционе никем не оспаривается.

По мнению УЗР, в связи с отсутствием в статье 31 ЗК РФ перечня причин отказа в размещении объекта орган местного самоуправления имеет право принимать решение о формировании земельного участка и предоставлении его для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.  

В отзыве на апелляционную жалобу ДУГИ поддерживает доводы Управления, просит решение суда отменить, в удовлетворении требования Общества – отказать. Кроме того, ссылаясь на Положение о Департаменте по управлению государственным имуществом Ярославской области, утвержденное постановлением администрации Ярославской области от 02.04.2007 № 116 (далее – Положение о ДУГИ), статью 31 ЗК РФ, Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» (далее – Закон ЯО № 21-з) и Порядок взаимодействия администрации области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 № 487 (далее – Порядок взаимодействия № 487), ДУГИ полагает, что суд незаконно возложил на него обязанность по выбору земельного участка для строительства, утверждению проект границ земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

ДАРТГ в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. По мнению ДАРТГ, из статьи 31 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган вправе самостоятельно выбрать процедуру предоставления земельных участков. Включение земельного участка в реестр № 5 обусловлено его экономической привлекательностью и необходимостью учета интересов общества. Также ДАРТГ обращает внимание на пропуск ООО «Фаворит-2000» 3-месячного срока обращения в суд для оспаривания приказа начальника УЗР от 22.06.2007 № 270.

Общество считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Заявитель обращает внимание на отсутствие у Управления права на обжалование решения суда от 18.08.2008 в целом и полагает, что УЗР может обжаловать судебный акт лишь в части признания незаконным приказа от 22.06.2007 № 270 и возложения на него обязанности по восстановлению нарушенных прав ООО «Фаворит-2000».

По мнению Общества, суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им правильную оценку. Тот факт, что заявитель не лишен права на участие в аукционе не может свидетельствовать о законности оспариваемых актов и соблюдении прав ООО «Фаворит-2000», поскольку в рассматриваемом случае процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта является единственно возможным способом предоставления земельного участка в аренду в соответствии со статьей 30 ЗК РФ. 

ДУГИ и ДАРТГ явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом. ДУГИ ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ДУГИ и ДАРТГ.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.06.2006 ООО «Фаворит» обратилось в мэрию г. Ярославля с заявлением на разработку исходно-разрешительной документации по строительству объекта - центра многофункционального обслуживания районного уровня на земельном участке ориентировочной площадью 1 га, расположенном по адресу: г.Ярославль, Заволжский район, пересечение ул.Спартаковская и ул.Ранняя. Также в заявлении указан срок аренды земельного участка – 50 лет, срок освоения территории – 2006 - 2007 годы. 

Мэрией г.Ярославля данное заявление направлено в ДАРТГ, подготовлено градостроительное заключение, заявление с подготовленными документами передано на рассмотрение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

Информационным письмом от 26.12.2006 № 1-АР1/663 ДАРТГ сообщил Обществу о том, что на комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.Ярославля (протокол от 22.12.2006 № 39) был рассмотрен вопрос о строительстве центра многофункционального обслуживания районного уровня на пересечении улицы Спартаковской и улицы Ранней. Комиссией принято решение поручить управлению развития территорий города ДАРТГ мэрии г. Ярославля проработать вопрос продажи площадки на аукционе, предложить заявителю принять участие в аукционе. 

В связи с непринятием мэрией г. Ярославля какого-либо решения по заявлению от 28.06.2006 ООО «Фаворит» оспорило в арбитражный суд бездействие органа местного самоуправления.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2006 по делу № А82-2030/07-38, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2007, бездействие мэрии г.Ярославля, выразившееся в непринятии решения о выборе земельного участка признано незаконным, на нее возложена обязанность по рассмотрению заявления Общества от 28.06.2006.

22.06.2007 начальником УЗР был издан приказ № 270 об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения центра многофункционального обслуживания районного уровня в связи с включением земельного участка на пересечении ул.Спартаковской и ул.Ранней в Заволжском районе г.Ярославля в реестр № 5 земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объектов.

В августе 2007 года ООО «Фаворит-2000» обратился в Департамент с заявлением о выборе указанного земельного участка.

Приказом директора ДУЗР от 17.10.2007 № 157 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения центра многофункционального обслуживания районного уровня на земельном участке, расположенном по адресу: г.Ярославль,  Заволжский район, пересечение улиц Спартаковская и ул.Ранняя, в связи с включением испрашиваемого земельного участка в реестр земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объекта. Также заявитель был проинформирован о реализации участка на торгах после проведения работ по его формированию. Данный приказ мотивирован ссылкой на пункт 6 статьи 31 ЗК РФ, пункт 2.4 порядка взаимодействия № 487 и протокол заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле от 10.10.2007 № 12.

06.11.2007 начальником Управления издан приказ № 1429 об отказе ООО «Фаворит-2000» в размещении центра многофункционального обслуживания районного уровня на земельном участке на пересечении улиц Спартаковская и ул. Ранняя в Заволжском районе в соответствии с пунктом 3.6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г. Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 (далее – Положение № 1227), поскольку земельный участок включен в реестр № 5 (протокол заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города мэрии г. Ярославля от 16.03.2007 № 8) земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объектов.

Считая, что приказ начальника Управления от 22.06.2007 № 270 и приказ директора ДУЗР от 17.10.2007 № 157 приняты с нарушением закона и создают препятствия в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности по строительству объектов соцкультбыта и торговли, заявитель оспорил их в арбитражный суд.

Удовлетворяя его требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения ООО «Фаворит-2000» с заявлением от 28.06.2006 испрашиваемый им земельный участок не был включен в реестр № 5 земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объектов; порядок формирования такого реестра и соответствующее основание для отказа в размещении объекта (включение в реестр) были установлены лишь постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227. Кроме того, на момент обращения с первоначальным заявлением и на дату рассмотрения дела судом земельный участок, на котором Общество планировало построить центр многофункционального обслуживания районного уровня, не был сформирован, поэтому не мог быть предоставлен в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ. Также суд указал на то, что фактически мэрией г.Ярославля была начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, и при соблюдении сроков и порядка рассмотрения заявления о выборе земельного участка должно было быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, так как основания для отказа в размещении объекта отсутствовали. Последующее изменение процедуры предоставления земельных участков для строительства на территории г. Ярославля и повторная подача в связи с этим заявления о выборе земельного участка не является основанием для отказа в размещении объекта, поскольку общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 30, 31 ЗК РФ, не изменился, изначально была начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, в обоих заявлениях речь идет об одном и том же земельном участке.   

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Общества и Управления, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

Пункт 1 статьи 30 ЗК РФ устанавливает два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А31-3216/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также