Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А17-4436/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 января 2014 года

Дело № А17-4436/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.   

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива «Ветерок»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 по делу № А17-4436/2013, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,

по заявлению дачного потребительского кооператива «Ветерок» (ОГРН 1123720000117; ИНН 3720006139, местонахождение: Ивановская обл., д. Пелевино, ул. Советская, 8)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (ОГРН 1043700251099; ИНН 3702064145, местонахождение: г. Иваново, ул. Кавалерийская, 5)

о признании незаконным отказа,

установил:

 

дачный потребительский кооператив «Ветерок» (далее – заявитель, ДПК «Ветерок», кооператив) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – ответчик, Управление, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа (сообщения от 14.06.2013 № 942) Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) уточняющие сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:22:020201:719 в связи с изменением вида его разрешенного использования с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства» и выдать на земельный участок с кадастровым номером 37:22:020201:719 свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида его разрешенного использования с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства», а также об обязании Управления внести в ЕГРП уточняющие сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:22:020201:719 в связи с изменением вида его разрешенного использования с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства» и выдать на земельный участок с кадастровым номером 37:22:020201:719 свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида его разрешенного использования с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства».

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ДПК «Ветерок» обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

По мнению кооператива, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает, что в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 18, п. 10 ст. 33 Закона № 122-ФЗ (в ред. до 01.10.2013) и п. 2 письма Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства» являются уточненными сведениями о таком объекте недвижимого имущества, вносятся в ЕГРП без повторной регистрации и их внесение не является регистрационным действием. Кроме того, заявитель приводит доводы о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» внесло в государственный кадастр недвижимости изменения о разрешенном использовании земельного участка, это решение влечет за собой юридически значимые последствия для третьих лиц.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В частности ответчик считает, что названное письмо Минэкономразвития России является мнением данного органа по соответствующему вопросу и не является обязательным для правоприменителя. Управление считает, что под регистрационными действиями понимаются все действия, которыми вносятся соответствующие записи в ЕГРП, в том числе, и внесение изменений в подраздел I, за исключением случае прямо указанных в законе и при их совершении проводится правовая экспертиза документов.

Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, ДПК «Ветерок» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 48783 кв.м., с кадастровым номером 37:22:020201:719, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 31.05.2012 (л.д. 32).

На основании заявления ДПК «Ветерок» Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области вынесено постановление от 28.12.2012 № 724 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков по адресу: Ивановская область, Юрьевецкий район, дер. Царево, дер. Федорково, б.н.п. дер. Высокополье». Данным постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37:22:020201:719 с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства» (л.д. 29).

В государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 19.02.2013 (л.д. 33).

30.04.2013 ДПК «Ветерок обратился в Юрьевецкий отдел Управления Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРП об изменении разрешенного использования земельных участков с «для производства сельхозпродукции» на «для дачного строительства».

Сообщением от 14.06.2013 № 942 (л.д. 36) Управление отказало заявителю в государственной регистрации внесения изменений и выдаче повторного свидетельства на земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (также по тексту – Закон № 122-ФЗ), указав, в частности, что изменение вида разрешенного использования участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, возможно только после изменения категории земель.

Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ДПК «Ветерок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями ст.ст. 198-201 АПК РФ ст.ст. 1, 7, 8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.ст. 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ), Законом Ивановской области от 16.06.2008 № 58-ОЗ «О мерах по реализации статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст.ст. 13, 20 Закона № 122-ФЗ, Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного учета объектов недвижимости» пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.

В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

На основании положений статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Часть 6 статьи 30 ГрК РФ предусматривает указание вида разрешенного использования в градостроительном регламенте.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 36 и частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Из вышеизложенного следует, что Земельный кодекс Российской Федерации и Закон № 101-ФЗ не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из одной категории в другую.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию урегулированы Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона № 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации в другую категорию, рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как установил суд первой инстанции, в силу положений Закона Ивановской области от 16.06.2008 № 58-ОЗ «О мерах по реализации статьи 2 Федерального

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А28-6480/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также