Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу n А29-5229/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

20 ноября 2008 года

Дело № А29-5229/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.   

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2008 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лобановой Л.Н.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: не явился;

представителя ответчика: не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2008 по делу № А29-5229/2008, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  "Комикаве"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми,

о признании незаконным решения налогового органа № 11-40/5934 от 14.04.2008 об отказе в списании задолженности по пеням и штрафам,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью  "Комикаве" (далее – ООО «Комикаве», Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми (далее – инспекция, налоговый орган) с требованием о признании незаконным решения налогового органа № 11-40/5934 от 14.04.2008 об отказе в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2008 заявленные требования ООО "Комикаве" удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, с учетом дополнения к жалобе, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Комикаве».

По-мнению Инспекции, суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права и неверно определил четырехлетний срок для досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам,  который дает налогоплательщику право на списание задолженности по пеням и штрафам – с 01.01.2002 (начало уплаты задолженности по графику) и до 31.12.2005 года, когда следовало указанный срок исчислять с 17.12.2001 – даты принятия налоговым органом решения о предоставлении права реструктуризации задолженности по федеральным налогам и утверждения графика погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам. Заявитель жалобы полагает, что указанный четырехлетний срок для досрочного погашения задолженности истекает 17.12.2005. В связи с этим налоговый орган считает, поскольку полностью реструктурированная задолженность по федеральным налогам была погашена налогоплательщиком после указанной даты (29.12.2005), то отказ в списании задолженности по пеням и штрафам является правомерным. В обоснование своей позиции заявитель жалобы ссылается на пункты 4,5,6 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002; пункт 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.09.1999 № 1002, утвержденные Приказом МНС РФ от 30.04.202 № БГ-3-29/235, судебную практику. В дополнении к апелляционной жалобе от 30.10.2008 инспекция, уточняя свою позицию по делу, указала, что график погашения реструктурированной задолженности следует рассматривать только в случае внесения организацией плановых платежей, а при досрочной уплаты реструктурированной задолженности, указанный график не применяется.

ООО «Комикаве» в отзыве на апелляционную жалобу инспекции возразило против её доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу инспекции без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция и предприятие ходатайствовали о рассмотрении спора в отсутствии их представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», а также заявления ООО «Комикаве», Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми  17.12.2001 было принято решение № 33 о предоставлении Обществу  права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам на общую сумму 4 951 тыс. рублей, в том числе: по налогам и сборам в сумме 2 124 тыс. рублей, пеням и штрафам – 2 827 тыс. рублей. Указанным решением право реструктуризации задолженности предоставляется при условии своевременного выполнения графика погашения задолженности и уплаты текущих налоговых платежей своевременно и в полном объеме (л.д. 18).

Графиком, утвержденным налоговым органом и налогоплательщиком, предусмотрено ежеквартальное погашение реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам в течение шести лет, начиная с первого квартала 2002 года по четвертый квартал 2007 года, в том числе, по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в общей сумме 214 000 рублей; по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта - Республики Коми в общей сумме 318 000 рублей; по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 1 592 000 рублей, на общую сумму 2 124 000 рублей (л.д.19,38-42).

Графиком о реструктуризации предусмотрено также поквартальное погашение пени и штрафов в течение четырех лет, начиная с 1 квартала 2008 года, в том числе, по налогу на прибыль (Федеральный бюджет) - пени и штраф в сумме 343 000 рублей; по налогу на прибыль (бюджет Республики Коми) – пени и штраф в сумме 510 000 рублей; по налогу на прибыль (местный бюджет) - пени и штраф в сумме 1000 рублей; по налогу на добавленную стоимость – пени и штраф в сумме 1 961 000 рублей; транспортный налог - пени в сумме 4 953,15 рубля; по плате за нормативные и сверхнормативные  выбросы - пени в сумме 6000 рублей. Итого на общую сумму 2 826 тыс. рублей, согласно сводному графику погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам (л.д.20,43).

Таким образом, в соответствии с решением № 33 от 17.12.2001 и графиками погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам, ООО «Комикаве» обязано в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2007 года погасить задолженность по налогам в общей сумме 2 124 тыс. рублей, а в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2011 года - по пени и штрафы по налогам в общей сумме 2 826 тыс. рублей.  

Руководствуясь пунктами 4, 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999, ООО «Комикаве» 14 марта 2008 года обратилось в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Коми с заявлением №» 10 о списании суммы задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 2 826 рублей, указав, что сумма задолженности по налогам уплачена им досрочно в срок до 31.12.2005 года, в связи с чем, у Общества возникло право на списание спорной реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. 

Рассмотрев заявление налогоплательщика, инспекция 14 апреля 2008 года приняла решение об отказе в списании задолженности по пеням и штрафам в связи с тем, что реструктурированная задолженность погашена ООО «Комикаве» в полном объеме 29.12.2005, а четырехлетний срок для досрочного погашения реструктурированной задолженности истек 17.12.2005. Указанный срок, по - мнению налогового органа,  должен исчисляться с даты принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности. Отказ инспекции выражен в письме от 14.04.2008 № 11-40/5934.

Не согласившись с указанным решением налогового органа об отказе в списании пени и штрафов, ООО «Комикаве» обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО «Комикаве» требования, пришел к выводу, что четырехлетний срок для досрочного погашения задолженности по налогам, дающий право на списание задолженности по пеням и штрафам, исчисляется после принятия налоговым органом решения  о реструктуризации задолженности, а не с даты принятия такого решения, при этом суд исходил из того, что срок для погашения реструктуризированной задолженности устанавливается графиком и истекает в последний день последнего месяца последнего квартала срока. Так судом установлено, что согласно графикам задолженность по налогам должна была погашаться ООО «Комикаве» в период с 01.01.2002 по 31.12.2007, и, соответственно, четырехлетний срок истек 31.12.2005. Суд признал, что Общество выполнило условия, дающие ему право на списание спорной задолженности по пеням и штрафам, в связи с чем отказ инспекции в удовлетворении требований ООО «Комикаве» в списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 2 826 тыс. рублей признан Арбитражным судом Республики Коми противоречащим Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 названного Порядка, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Согласно пунктам 1, 6 Порядка, реструктуризированная задолженность  погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком, который должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.

Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999 (пункт 7 Порядка).

Абзацем 2 пункта 5 Порядка предусмотрено, что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Из приведенных положений Порядка следует, что если организацией погашена вся задолженность по налогам и сборам в течение 4 лет, то есть досрочно, до наступления срока с которого в силу пункта 4 Порядка начинается погашение задолженности по пеням и штрафам, и в течение этих 4 лет организацией своевременно и в полном объеме уплачивались текущие платежи по налогам и сборам, она имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В статье 138 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» указано, что, начиная с 2002 года, производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Порядком № 1002, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности по налогам в течение двух или четырех лет соответственно в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого Закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 24.04.2002 № 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам», согласно которому списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в силу Порядка, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (согласно правилам, определенным этим Министерством).

В Правилах списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 № БГ-3-29/235, предусмотрено, что при погашении

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу n А28-8262/08-283/12 . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также