Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 по делу n А82-3695/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

12 ноября 2008 года

Дело № А82-3695/2008-29 

(объявлена резолютивная часть)

13 ноября 2008 года  

(изготовлен полный текст)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего  Перминовой Г.Г.,

судей  Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

 

при участии в заседании:

от ЖСК «Ярославич» - Новицкий Е.Н. по доверенности  от 22.07.2008 №22/07-2008

 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2008 по делу № А82-3695/2008-29, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В., по заявлению Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третье лицо: жилищно-строительный кооператив «Ярославич»

о признании недействительными решения и предписания,

установил:

Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12.03.2008 по делу № 03-03/02-08.

Арбитражным судом Ярославской области к участию в деле в качестве третьего лица привлечен жилищно-строительный кооператив «Ярославич» (далее – ЖСК «Ярославич», Кооператив).

Решением суда первой инстанции от 18.08.2008 заявленное требование удовлетворено, решение УФАС от 12.03.2008 о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о Конкуренции) и, выданное на его основании предписание, признаны  недействительными.

Не согласившись с принятым решением, УФАС обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о Конкуренции. По мнению заявителя жалобы, принятие Постановления Главы Ростовского муниципального района от 27.12.2007 №2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич» нарушает установленный указанной нормой закона запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующими субъектами.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

ЖСК «Ярославич» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу УФАС - без удовлетворения.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 16 час. 15 мин. 12.11.2008.

Стороны: Администрация и УФАС, надлежащим  образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о перерыве в судебном заседании, своих представителей в судебное заседание не направили.

Антимонопольный орган просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Представитель ЖСК «Ярославич», явившийся в судебное заседание суда апелляционной инстанции после перерыва, поддержал изложенную в возражениях на жалобу позицию, считает решение суда первой инстанции  законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Указал, что разрешение на строительство жилого дома получено, строительство начато. Финансирование строительства ведется гражданами, являющимися членами кооператива.

В обоснование возражений против жалобы представитель ЖСК «Ярославич» представил копии разрешений на строительство.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268  АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.

Дополнительные документы, представленные ЖСК «Ярославич» в обоснование возражений против жалобы приняты апелляционным судом.  

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 28.03.2005 ЖСК «Ярославич» обратился в Администрацию Ростовского муниципального округа с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 78).

19.09.2005 Постановлением Главы Ростовского муниципального округа № 1331 утверждены акты выбора земельных участков от 15.09.2005 и предварительно согласованы места размещения жилых домов и общественных комплексов в г. Ростове нескольким юридическим лицам в соответствии с  приложением к постановлению и разрешено проведение проектных работ (л.д. 76, 77). Согласно приложению к постановлению ЖСК «Ярославич» согласовано место размещения жилых домов на земельном участке площадью 6600 кв.м., местонахождение: г. Ростов, Перовский переулок. Пунктом 3 постановления застройщикам предписано выполнить проекты строительства жилых домов и общественных комплексов в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и согласовать их в установленном порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации данное постановление  действует в течение трех лет, то есть до 19.09.2008.

31.01.2006 в районной газете «Ростовский вестник» опубликовано информационное сообщение об осуществлении на территории Ростовского муниципального района отвода с предварительным согласованием земельных участков (л.д.84). В информационном сообщении даны сведения об отводе одиннадцати земельных участков для строительства жилых домов следующим застройщикам: ЖСК «Ярославич»; КТ «Губернский город и К»; ООО «Модуль»; ООО «Инициатор». В информации указаны вид строения, ориентировочная площадь земельных участков и их местонахождение.

25.09.2006 главой городского поселения Ростов принято постановление № 54, которым ЖСК «Ярославич» разрешено проведение подготовительных работ под строительство комплекса многоквартирных жилых домов по Перовскому переулку в г. Ростове Ярославской области и предписано заключить договор аренды земельного участка сроком до одного года (л.д. 75).

25.06.2007 главой городского поселения Ростов принято постановление № 73 об утверждении градостроительных планов земельных участков трем застройщикам, в том числе, в целях жилищного строительства ЗАО «Строитель» и ЖСК «Ярославич» (л.д.70,71).

27.12.2007 главой Ростовского муниципального района принято постановление № 2130, в соответствии с которым Кооперативу предоставлен в аренду земельный участок площадью 6652 кв.м. по адресу: г. Ростов, переулок Перовский для строительства жилой секции. ЖСК «Ярославич» предписано провести в установленном законом порядке кадастровый учет земельного участка (л.д. 66).

17.01.2008 специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля в адрес руководителя Ярославского УФАС направлена служебная записка о нарушении Администрацией Ростовского муниципального района антимонопольного законодательства при предоставлении земельного участка без аукциона.

12.03.2008 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вынесено решение, которым администрация Ростовского муниципального района признана нарушившей запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о Конкуренции на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании указанного решения УФАС выдано предписание от 12.03.2008 по делу №03-03/02-08 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которым Администрации предписано отменить постановление главы Ростовского муниципального района от 27.12.2007 № 2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич». Об исполнении предписания предложено проинформировать УФАС в срок  до 01.04.2008.

Посчитав указанные ненормативные акты УФАС незаконными, Администрация оспорила их в Арбитражный суд Ярославской области.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Суд первой инстанции также указал, что предоставление земельного участка, минуя процедуру аукциона, само по себе, не препятствует осуществлению деятельности другими субъектами. Антимонопольным органом не устанавливались и не установлены такие факты и такие лица.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав явившегося представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: сначала осуществляется выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта; затем проводятся работы по формированию земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет; после этого принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31 ЗК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Частью 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3-х лет.

Согласно пункту 2 статьи 32 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

С 01.10.2005 вступила в силу введенная Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ статья 30.1 ЗК РФ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Вместе с тем согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 по делу n А29-3970/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также