Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу n А82-1704/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 05 декабря 2013 года Дело № А82-1704/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А., без участия сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.09.2013 по делу №А82-1704/2013, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В., по заявлениям мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001234, ОГРН: 1027600683824), муниципального казенного учреждения «Муниципальная пожарная охрана» города Ярославля (ИНН: 7604096763, ОГРН: 1067604084283) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154), третьи лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Кирова, д. 5/23), департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (адрес: 150000, г. Ярославль, Революционный пр-д, д. 6), о признании недействительными решения и предписания от 13.12.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 06-03/21-12, установил:
мэрия города Ярославля (далее – Мэрия) и муниципальное казенное учреждение «Муниципальная пожарная охрана» города Ярославля (далее – МКУ «МПО» города Ярославля, Учреждение) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 13.12.2012 по делу № 13/04-12, в соответствии с которым заявители были признаны нарушившими часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а Мэрия – также пункт 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, и вынесенного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания. Названные заявления приняты к производству арбитражного суда, по ним возбуждены производства по делам № А82-1704/2013 и № А82-1830/2013. Определением суда от 09.04.2013 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) названные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения по делу № А82-1704/2013. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее – Главное управление МЧС России по Ярославской области) и департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее – Департамент). Решением Арбитражного суда Ярославской области требования заявителей удовлетворены частично, признаны недействительными пункт 1 оспариваемого решения УФАС в части вывода о нарушении Мэрией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и пункт 3 предписания. В удовлетворении остальной части требований было отказано. Не согласившись с принятым судебным актом в той части, в которой в удовлетворении заявленных требований было отказано, Мэрия обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на отсутствие в деле правового обоснования того, что совершение действий по контролю, включение которых в Устав Учреждения квалифицировано в качестве нарушения антимонопольного законодательства, относится к полномочиям органа местного самоуправления. Также полагает, что поскольку федеральный государственный пожарный надзор (контроль) осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении МЧС России, а муниципальный пожарный контроль действующим законодательством не предусмотрен, Мэрия и МКУ «МПО» города Ярославля в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны субъектами нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что вопрос о наличии аналогичного нарушения уже был предметом рассмотрения арбитражным судом в рамках дела № А82-11512/2010. Вступившим в законную силу судебным актом решение антимонопольного органа было признано недействительным. В связи с этим решение по настоящему делу входит в противоречие с состоявшимся решением по названному делу и вносит правовую неопределенность относительно осуществления Учреждением разрешенных видов деятельности. Также Мэрия находит ошибочным вывод суда о том, что Учреждение является хозяйствующим субъектом для целей Закона о защите конкуренции, и считает противоречащим законодательству вывод о правомерности пункта 2 оспариваемого предписания УФАС. МКУ «МПО» города Ярославля и Департамент в письменном виде изложили позиции по делу, полностью поддержали доводы апелляционной жалобы Мэрии. Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Заявители и третьи лица просят рассмотреть жалобу в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.09.2012 в УФАС обратилось Главное управление МЧС России по Ярославской области с заявлением о нарушении Учреждением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (том 2 л.д. 25-27). В ходе рассмотрения возбужденного на основании данного заявления дела № 06-03/21-12 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия УФАС установила, что 30.06.2011 приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля утвержден Устав МКУ «МПО» города Ярославля, в соответствии с которым Учреждение создано для осуществления деятельности некоммерческого характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и Уставом (том 1 л.д. 63-69). Также установлено, что в Уставе Учреждения в перечне видов его деятельности значится участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города, в том числе контрольных. Данная формулировка вида деятельности МКУ «МПО» города Ярославля практически дословно повторяет положение статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 9 Устава города Ярославля, в соответствии с которыми обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения. В этой связи комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Учреждение согласно его Уставу наделено полномочиями органа местного самоуправления, которые исполняются структурным подразделением Мэрии – Отделом по делам чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечению противопожарной безопасности. В структуре МКУ «МПО» города Ярославля, как установлено УФАС, также имеется отдел по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Кроме того, в Уставе Учреждения значатся и такие виды деятельности, как осуществление контроля за выполнением и соблюдением противопожарного режима и контроль за состоянием и готовностью к действию первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря, что относится к функциям органов государственного пожарного надзора. В Ярославской области такие функции осуществляет Главное Управление МЧС России по Ярославской области. Также Устав МКУ «МПО» города Ярославля содержит указание на право осуществления Учреждением деятельности, приносящей доход. С учетом изложенного комиссия Управления пришла к выводу о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, что выразилось в совмещении в лице Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, а также наделении Мэрией Учреждения как хозяйствующего субъект функциями органов власти. Помимо указанного при рассмотрении дела в действиях Мэрии были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось во введении без принятия соответствующего нормативного правового акта процедуры, в соответствии с которой при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию применяется не предусмотренная статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 16.07.2009 № 2361, процедура проведения проверок объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности с привлечением не уполномоченных на это лиц – МКУ «МПО» города Ярославля и его директора Хохолькова И.В., что возлагает на хозяйствующих субъектов – застройщиков – дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. 29.11.2012 по итогам рассмотрения материалов дела № 06-03/21-12 комиссия УФАС приняла решение (в полном объеме изготовлено 13.12.2012), в соответствии с которым Мэрия и Учреждение были признаны нарушившими часть 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, а Мэрия – также пункт 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ (том 1 л.д. 7-15). На основании данного решения антимонопольным органом выдано обязательное для исполнения предписание, пунктом 1 которого Мэрии предписано принять меры по исключению исполнения Учреждением функций по осуществлению контроля за выполнением и соблюдением противопожарного режима, контроля за состоянием и готовностью к действию первичных средств пожаротушения, являющихся полномочиями органов государственного пожарного надзора, внеся соответствующие изменения в Устав МКУ «МПО» города Ярославля; пунктом 2 – Мэрии предписано принять меры по исключению совмещения Учреждением функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта в части осуществления мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города, в том числе контрольных, и осуществления видов деятельности, приносящих доход, внеся соответствующие изменения в Устав МКУ «МПО» города Ярославля; пунктом 3 – Мэрии предписано исключить привлечение Учреждения и его директора Хохолькова И.В. к участию в процедуре выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не соответствующее Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (том 1 л.д. 50-51). Не согласившись с решением и предписанием Управления от 13.12.2012 по делу № 06-03/21-12, Учреждение и Мэрия обратились в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями о признании их недействительными. Суд первой инстанции установил, что положения Устава МКУ «МПО» города Ярославля свидетельствуют о совмещении Учреждением контрольных функций органа местного самоуправления (государственного органа) и функций хозяйствующего субъекта в одной и той же сфере на территории одного и того же муниципального образования, что, безусловно, влияет на конкуренцию в сфере обеспечения пожарной безопасности. В этой связи суд посчитал правомерными выводы УФАС о наличии в действиях Мэрии и Учреждения признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а решение и предписание Управления в этой части – законными и обоснованными. В удовлетворении требований заявителей в этой части было отказано. Вместе с тем суд пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом того, что применение Департаментом сложившейся в результате переписки Мэрии, Главного управления МЧС России по Ярославской области и Департамента процедуры, не предусмотренной нормативными актами (привлекается консультант, не состоящий в штате Департамента), привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При таких обстоятельствах суд согласился с доводами заявителей о том, что Управление не доказало законность и обоснованность сделанного им вывода о наличии в действиях Мэрии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем признал недействительными пункт 1 решения и пункт 3 предписания УФАС. Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что при обжаловании в порядке апелляционного производства части решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Мэрия не согласна с вынесенным по делу судебным актом только в той части, в которой в удовлетворении ее требований о признании недействительными решения и предписания УФАС было отказано. В остальной части решение суда первой инстанции не обжалует. Учитывая, что со стороны участвующих в деле лиц возражений в силу требований вышеуказанной нормы АПК РФ не поступило, апелляционный суд проверяет решение суда первой инстанции только в обжалуемой части, то есть в части выводов о признании заявителей нарушившими требования части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу n А28-45/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|