Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.01.2008 по делу n А82-3069/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВторой арбитражный апелляционный суд 610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии,49 www.2aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции
27 декабря 2007 г. Дело № А82-3069/2007-22 (объявлена резолютивная часть) 11 января 2008 г. (изготовлено постановление в полном объеме) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Т.В.Лысовой судей Г.Г.Буториной, Т.В.Хоровой при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Элис» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2007 г. по делу №А82-3069/2007-22, принятое судьей Митрофановой Г.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Элис» к Межрайонной ИФНС России №8 по Ярославской области об оспаривании постановления от 24.04.2007 г. №04-142 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ, третьи лица: ОАО «Вымпел-Коммуникации», ЗАО «Объединенная система моментальных платежей», без участия представителей сторон, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Элис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №8 по Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2007 г. №04-142 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30000 руб. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2007 г. в удовлетворении требований отказано. Общество с решением суда от 08.11.2007 г. не согласно, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления Инспекции 24.04.2007 г. №04-142 в связи с отсутствием состава правонарушения. Заявитель обращает внимание на то, что суд первой инстанции не дал оценку субагентскому договору от 15.03.2007 г. между Обществом и ИП Чернышовым Д.В. По мнению заявителя, данный договор соответствует Правилам работы объединенной системы моментальных платежей, утвержденным приказом генерального директора ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» от 01.11.2005 г. №4-1/05 (далее – Правила работы ОСМП). Требование о регистрации субагентского договора в ЗАО ««Объединенная система моментальных платежей» (далее – ЗАО «ОСМП») в Правилах отсутствует. На основании субагентского договора от 15.03.2007 г. и договора аренды платежного автомата Общество делает вывод о том, что оно не является субъектом административного правонарушения, за совершение которого его привлекли к ответственности. Заявитель относит платежный автомат, не являющийся контрольно-кассовой машиной, к иным видам контрольно-кассовой техники, и, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ), считает, что лицо, применяющее платежные терминалы, не может быть привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники. Также Общество считает, что в силу пункта 24 раздела 2 ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 г. №242-ст (далее – ГОСТ 51303-99), платежный автомат относится к передвижным средствам развозной и разносной торговли. Поэтому согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон №54-ФЗ) наличные денежные расчеты могут проводиться эксплуатирующим его лицом без применения контрольно-кассовой техники. Кроме того, Общество указывает на то, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия регистрации такой разновидности контрольно-кассовой техники как программно-технические комплексы, и правила ее применения, отсутствуют. Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на свое несогласие с доводами Общества. По мнению Инспекции, Закон №54-ФЗ не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых аппаратов, что позволяет квалифицировать использование кассовых автоматов, не имеющих в своем составе контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, как работу без применения ККТ. Факт эксплуатации автомата-терминала ИП Чернышовым Д.В. не подтверждается материалами дела: на отпечатанном терминалом чеке указаны реквизиты Общества, а не предпринимателя; ИП Чернышов Д.В. не значится среди субагентов ЗАО «ОСМП»; все платежи поступают в рамках субагентского договора с заявителем. На основании изложенного ответчик считает, что судом первой инстанции сделан верный вывод о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении от 24.04.2007 г. №04-142. ЗАО «ОСМП» в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает требование заявителя об отмене решения Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2007 г. и вынесении нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 24.04.2007 г. №04-142. ЗАО «ОСМП» указывает на то, что согласно письму производителя автоматов ООО «Кард Мастер» от 04.05.2007г. №16 платежный терминал Общества относится к категории программно-технических комплексов и потому в силу пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ заявитель не может быть привлечен к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины. Кроме того, в соответствии с приложением к сертификату соответствия №РОСС RU.МЕ06.В05244 модель автомата по приему платежей, собственником которого является Общество, относится к автоматам и полуавтоматам торговым и разменным. В связи с этим ЗАО «ОСМП», ссылаясь на пункты 2, 24 раздела 2 ГОСТ 51303-99, письмо Минфина РФ от 15.06.2007 г. №01-02-03/03-264 и абзац 8 пункта 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ, делает вывод об отсутствии у заявителя, осуществляющего мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами с использованием торговых автоматов, обязанности применять ККТ. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.04.2007 г. на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 17.04.2007 г. №50 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием терминала – автомата самообслуживания №8305148, расположенного по адресу: г. Углич, ТЦ «Народный», магазин «Цветочный». В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 2, 5 Закона №54-ФЗ прием платежей за услуги сотовой связи в сумме 10 руб. осуществлен через принадлежащий Обществу терминал, который не внесен в государственный реестр ККТ, не зарегистрирован в налоговом органе и не имеет фискальной памяти. Плательщику был выдан чек не установленного образца. Результаты проверки отражены в акте от 17.04.2007 г. №000047, вынесено определение №04-142 о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ. 23.04.2007 г. старшим госналогинспектором в присутствии директора Чернышова Д.В. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №04-142. Права и обязанности, установленные КоАП РФ, разъяснены, что подтверждается его росписью в протоколе. По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 24.04.2007 г. начальник Инспекции в присутствии директора Чернышова Д.В. вынес в постановление №04-142 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. Общество, не согласившись с данным постановлением, обжаловало их в Арбитражный суд Ярославской области. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 2, статьей 5 Закона №54-ФЗ организации при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику, выдавать покупателям (клиентам) чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой. Требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, закреплены в статьях 3, 4 Закона №54-ФЗ. В частности, при осуществлении наличных денежных расчетов разрешается применять модели контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Применяемая контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации в качестве налогоплательщика, быть исправной, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг населению образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ под неприменением контрольно-кассовых машин следует, в частности, понимать использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, не включенной в Государственный реестр, а также использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти. Как следует из агентского договора от 30.12.2005 г. (т.1, л.д.77-91) и заявления о присоединении к договору на прием платежей от 04.10.2006 г. (т.2, л.д.3) Общество, являясь агентом ЗАО «ОСМП» и субагентом по отношению к ОАО «ВымпелКом», осуществляет прием платежей клиентов за услуги связи с использованием терминала – автомата самообслуживания. В соответствии с пунктом 4.7 Правил работы ОСМП (т.2 л.д.4-10) после приема платежа заявитель обязан выдать плательщику квитанцию, подтверждающую использование терминала для передачи данных о платеже. В Приложении №3 к агентскому договору (т.1, л.д. 95-96) содержатся реквизиты платежных документов, выдаваемых плательщику при оплате услуг в пункте приема платежей и образцы форм документов, выдаваемых плательщику в подтверждение платежа. Обязательным требованием к содержанию такого документа является указание наименования лица, принимающего платеж. Пункт 4.17 вышеупомянутых Правил предоставляет Обществу право привлекать к совершению действий по приему платежей третьих лиц (субагентов). В случае заключения соответствующего договора обязанность по выдаче плательщику подтверждающего платеж документа автоматически возлагается на третье лицо, фактически принявшее у плательщика денежные средства в оплату услуг связи. Следовательно, на подтверждающем документе должно быть указано наименование третьего лица. В квитанции, отпечатанной 17.04.2007 г. терминалом №8305148, расположенным в магазине «Цветочный» ТЦ «Народный», и подтверждающей факт приема от плательщика 10 руб. в оплату услуг связи оператора «Билайн» (т.1 л.д.35), в качестве лица, принявшего платеж значится ООО «Торговая компания «Элис». Таким образом, услуга по приему платежа была оказана заявителем. Наличие договора аренды от 18.03.2007 г. и субагентского договора от 15.03.2007 г. (т.1 л.д.9-10, т.2 л.д.110) не свидетельствует о фактическом использовании терминала ИП Чернышовым Д.В. Доказательства, подтверждающие передачу Обществом данного автомата по приему платежей во временное пользование предпринимателю, в материалах дела отсутствуют. Согласно квитанции часть денежных средств, уплаченных через терминал моментальной оплаты, зачислена оператору сотовой связи (9 руб. 43 коп.), а часть удержана в счет оплаты комиссионного вознаграждения (57 коп.). Следовательно, в рассматриваемом случае имели место произведенные с использованием наличных платежей расчеты за оказанные населению услуги по приему и зачислению платежей, что влечет обязательное применение контрольно-кассовой техники. В соответствии с техническим описанием автомата по приему платежей ОСМП-2 (т.2 л.д.44-50) данный терминал представляет собой универсальный аппарат самообслуживания по приему наличных купюр для оплаты услуг через платежную систему, которая производит проверку введенной на терминале информации и перечисляет деньги на счет исполнителя услуг. То есть, платежный терминал является программно-техническим комплексом, с помощью которого осуществляются наличные денежные расчеты за оказанные услуги, и относится к контрольно-кассовой технике. Закон №54-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений для программно-технических комплексов в части требований, предъявляемых к контрольно-кассовой технике. Следовательно, положения статей 3, 4 Закона №54-ФЗ распространяются и на случаи осуществления денежных расчетов за оказанные услуги с использованием платежных терминалов. Обществом не оспаривается, что терминал №8305148 не оснащен фискальной памятью, не зарегистрирован в налоговых органах и не включен в Государственный реестр. Учитывая изложенное, используемый Обществом терминал не может быть отнесен к числу допущенных к применению видов контрольно-кассовой техники и использоваться наряду с контрольно-кассовыми машинами при осуществлении наличных денежных расчетов. При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности привлечение Общества к административной ответственности по статье Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2008 по делу n А28-5410/07-109/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|