Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А31-5010/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

15 ноября 2013 года

Дело № А31-5010/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2013 года.   

Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013 по делу №  А31-5010/2013, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Невидомского Андрея Александровича

к Управлению Федерального Казначейства по Костромской области

третьи лица: Территориальный отдел надзорной деятельности по городу Костроме Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области

о признании незаконным решения о возврате исполнительного листа без исполнения,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Невидомский Андрей Александрович (далее – заявитель, Предприниматель, ИП Невидомский А.А.) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального Казначейства по Костромской области (далее – ответчик, Управление, УФК по КО) от 25.03.2013 № 41-05-15/1134.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел надзорной деятельности по городу Костроме Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее - Территориальный отдел), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее – Главное управление).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение в части возврата исполнительного листа по причине отсутствия  лицевого счета получателя средств федерального бюджета Территориального отдела в УФК по КО, как несоответствующее статьям 242.1 и 242.3 Бюджетного  кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В удовлетворении требования ИП Невидомского А.А. о признании незаконным решения УФК по КО от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 в части возврата исполнительного листа по причине не соответствия фамилии, указанной в заявлении, фамилии, указанной в исполнительном листе и определении Арбитражного суда Костромской области, арбитражным судом отказано.

УФК по КО с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013 по делу №  А31-5010/2013 и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном толковании норм материального права.

Управление обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что главным распорядителем средств федерального бюджета в системе МЧС России является Главное управление.

В апелляционной жалобе УФК по КО указывает, что поскольку, возвращая исполнительный лист, Управление сослалось на отсутствие открытого лицевого счета Территориального отдела, а судебного акта о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности не имеется, то в данном случае возврат исполнительного листа без исполнения с указанием на отсутствие открытых лицевых счетов должника в органах Федерального казначейства является правомерным.

Кроме того, Управление отмечает, что, учитывая фактическое наличие оснований для возврата исполнительного документа без исполнения (несоответствие фамилии, указанной в заявлении, фамилии, указанной в исполнительном листе и определении Арбитражного суда Костромской области), оспариваемое решение в целом является правомерным.

Также Управление находит неправомерной ссылку суда первой инстанции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 № 6758/08.

Более подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.

Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решение Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, определением  Арбитражного суда Костромской области от 18.10.2012 № А31-8861/2012 в пользу ИП  Невидомского А.А. с Территориального отдела взысканы судебные  расходы по оплате услуг представителя  в сумме 12000 рублей.

Арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС № 005671032 о взыскании с Территориального отдела судебных  расходов, который 13.03.2013 был направлен взыскателем в УФК по КО.

Письмом от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 УФК по КО возвратило исполнительный лист серии АС № 005671032 без исполнения, указав, что в Управлении отсутствует лицевой счет должника по исполнительному листу, рекомендовав обратиться в арбитражный суд  с  заявлением  о замене должника  по исполнительному листу.

Кроме того, основанием для возврата явилось то, что в заявлении указана фамилия взыскателя Неведомский А.А, что не соответствует фамилии, указанной в исполнительном листе и определении суда о взыскании судебных расходов - Невидомский А.А.

Полагая, что решение Управления от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 о возврате исполнительного документа без исполнения не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.

Придя к выводу о несоответствии оспариваемого решения в части возврата исполнительного листа по причине отсутствия лицевого счета получателя средств федерального бюджета Территориального отдела в УФК по КО статьям 242.1 и 242.3 БК РФ, суд первой инстанции удовлетворил требования Предпринимателя, признав решение Управления от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 недействительным в указанной части.

В удовлетворении требования ИП Невидомского А.А. о признании незаконным решения УФК по КО от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 в части возврата исполнительного листа по причине не соответствия фамилии, указанной в заявлении, фамилии, казанной в исполнительном листе и определении Арбитражного суда Костромской области, арбитражным судом отказано в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения.

Из апелляционной жалобы следует, что фактически УФК по КО оспаривает решение суда первой инстанции только в части признания недействительным решения от 25.03.2013 № 41-05-15/1134 в части возврата исполнительного листа по причине отсутствия лицевого счета получателя средств федерального бюджета Территориального отдела в УФК по КО.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Таким образом, учитывая отсутствие возражений у лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта в указанной обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 318 АПК РФ).

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 названного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими к ним приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ установлен перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.

Установленный пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом данной нормой не предусмотрено такое основание для возврата исполнительного документа, как отсутствие в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).

Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения казенного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.

Названные выводы в полной мере соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 9647/10, от 12.08.2010 № ВАС-10865/10, от 21.10.2008 № 6758/08.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для возврата исполнительного листа серии АС № 005671032 без исполнения явилось отсутствие лицевого счета должника по исполнительному листу в Управлении.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УФК по КО не выполнило все необходимые действия, направленные на исполнение судебных актов и возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным БК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что возврат исполнительного листа в связи с отсутствием лицевого счета должника на обслуживании

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А28-5504/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также