Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А29-3951/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 15 ноября 2013 года Дело № А29-3951/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ольковой Т.М., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.09.2013 по делу № А29-3951/2013, принятое судом в составе судьи Князевой А.А., по заявлению открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал» (ИНН: 1101205944, ОГРН: 1121101013054) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (ИНН: 1101486396, ОГРН: 1051100457430) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество «Сыктывкарский Водоканал» (далее –заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – ответчик, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.05.2013 № 527/3 (далее – Постановление № 527/3), которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Суд первой инстанции, приняв указанное заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определением от 02.08.2013 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства (л.д. 1-2, 106). Решением от 25.09.2013 требования заявителя удовлетворены. Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению Управления Роспотребнадзора вывод обжалуемого решения о недоказанности вины Общества во вмененном правонарушении не соответствует обстоятельствам дела и норм материального права. В жалобе пояснено, что нарушение заявителем санитарно-эпидемиологических требований установлено ответчиком на основании данных, полученных в ходе административного расследования, проведенного в связи с поступившей жалобой в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная контора обслуживания населения» (далее – ООО «РЭКОН», управляющая организация). При этом выявлено, что в непосредственной близости от водоразборной колонки, расположенной по названному адресу и переданной на баланс Общества, находится помойная яма, что не соответствует пункту 2.4.3 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных 26.02.2002 (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02). Кроме того, на то, что в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (помойные ямы), указано также в Строительных нормах и правилах «СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных 27.07.1984. Выявленный факт свидетельствует и о нарушении статей 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ). При рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о соблюдении санитарного законодательства. Согласно имеющимся документам водоразборная колонка установлена позднее, чем оборудована помойная яма, эксплуатируемая ООО «РЭКОН». В водоразборной колонке жильцы дома № 11 по улице Корткеросской города Сыктывкара не нуждаются, тогда как прекращение эксплуатации помойной ямы и исключение ее из состава общего имущества невозможно. Поэтому Управление Роспотребнадзора полагает, что нарушение санитарных правил допущено именно Обществом и подтверждено документально. Общество в отзыве просит оставить жалобу без удовлетворения, поскольку находит ее доводы противоречащими материалам дела и считает выводы обжалуемого решения обоснованными. В силу статьи 156 и части 1 статьи 266 АПК РФ жалоба рассмотрена без участия сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела и не явившихся в апелляционный суд. Законность Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 25.01.2013 в Управление Роспотребнадзора поступила коллективная жалоба от жильцов домов по улице Седова, 2, 6а, Корткеросская, 8, 11 города Сыктывкара на предмет размещения вблизи указанных домов помойной ямы, обслуживаемой ООО «РЭКОН», с нарушением санитарных норм и правил (л.д. 73, 79). 13.02.2013 по результатам рассмотрения упомянутой жалобы должностное лицо Управления Роспотребнадзора (специалист-эксперт) вынесло в отношении управляющей организации определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ и определение об истребовании сведений (л.д. 70-72). 20.02.2013 тем же должностным лицом Управления Роспотребнадзора в присутствии руководителя ООО «РЭКОН» и двух понятых проведен осмотр мусоросборника (помойной ямы), о чем составлен протокол. В ходе осмотра установлено, среди прочего, что помойная яма находится вблизи водоразборной колонки, расстояние между ними составляет предположительно 0,5-0,8 метра (л.д. 87-90). Письмом от 27.02.2013 ООО «РЭКОН» на запрос Управления Роспотребнадзора сообщило, что в соответствии с договором управления многоквартирными домами в отношении помойной ямы, предназначенной для жилого дома по улице Корткеросская, 11, построенного в 1951 году, не является ни собственником, ни балансодержателем, а лишь выполняет работы по ремонту и содержанию. Документы о передаче помойной ямы отсутствуют, но место ее расположения согласовано с администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в 2009 году при закреплении жилых домов за местами сбора отходов (л.д. 80-81, 85). 28.02.2013 Управление Роспотребнадзора запросило у Общества и получило от него 01.03.2013 в ответ схему водопроводных коммуникаций и пояснения по вопросу установки водоразборной колонки. В частности, заявитель сообщил ответчику об установке колонки в 2007 году для нужд жильцов частных домов по улицам Седова, Комсомольская, Серова в ближайшем для этих домов водопроводном колодце (л.д. 76-78). По факту нахождения помойной ямы, а равно зданий по улице Корткеросская 11 и 13 вблизи водоразборной колонки и в ее санитарно-защитной полосе должностное лицо Управления Роспотребнадзора (специалист-эксперт) усмотрело в действиях Общества нарушение пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 и, как следствие, признаки правонарушения по статье 6.5 КоАП РФ, в связи с чем составило протокол от 12.03.2013 № 288 (далее – Протокол № 288; л.д. 67-69, 74-75). 07.05.2013 по результатам рассмотрения Протокола № 288 должностное лицо Управления Роспотребнадзора (заместитель руководителя) вынесло Постановление № 527/3, которым Общество признано виновным в совершении вмененного правонарушения и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей (л.д. 102-105). Заявитель, ссылаясь на то, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, а ответчиком иное не доказано, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованиями признать незаконным и отменить Постановление № 527/3 (л.д. 6-8). Управление Роспотребнадзора в отзыве возражало против удовлетворения заявления, полагая, что материалами административного дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного правонарушения (л.д. 60-62). Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьями 210, 211 АПК РФ, 1.5, 2.1 КоАП РФ, 2, 4, 11 Закона № 52-ФЗ, пунктами 1.3, 1.9, 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. Оценив материалы дела, суд счел, что Управлением Роспотребнадзора ответственность на Общество возложена не обоснованно, его вина во вмененном правонарушении не доказана. Поэтому суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ. Из статей 65, 189, частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ следует, что обратившееся в суд лицо несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов, а административный орган – бремя доказывания обстоятельств, послуживших основаниями для привлечения к административной ответственности. Арбитражный суд, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли у административного органа, принявшего оспариваемое решение, полномочия и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок и не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности. По смыслу частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела, если какое-либо из вышеназванных обстоятельств не установлено, принимает решение о признании незаконным и об отмене (изменении) оспариваемого решения, а если их совокупность подтверждается, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Апелляционный суд, оценив повторно с учетом статьи 268 АПК РФ представленные в дело доказательства, находит, что вывод обжалуемого решения о признании Постановления № 527/3 незаконным и подлежащим отмене является правильным, а иная позиция ответчика в жалобе – несостоятельной. Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренная КоАП РФ, подразделяется на специальную и общую. Первая из них установлена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении некоторых видов деятельности – эксплуатация жилых и общественных зданий, транспорта; водоснабжение; организация питания населения; отдых, оздоровление, воспитание и обучение детей (статьи 6.4, 6.5, 6.6, 6.7), а вторая – за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении иных видов деятельности (статья 6.3). Субъектом названных правонарушений может быть, в частности, юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению. В силу статей 2 и 11 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а потому на юридических лиц возложена обязанность по выполнению требований санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой деятельностью. При этом в Законе № 52-ФЗ в главе 3 содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности и среды обитания для здоровья человека в определенных сферах жизнедеятельности, которые, как правило, конкретизированы в санитарных нормах. Изложенное позволяет сделать вывод, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, если при осуществлении определенного вида деятельности допустило нарушение санитарных правил, непосредственно связанных с этой деятельностью, имело возможность и не приняло мер к соблюдению этих правил. Заявитель привлечен ответчиком к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ. В названной статье определено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет, в том числе для юридических лиц штраф от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом данного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье населения, его предметом могут быть питьевая вода и система питьевого (хозяйственно-бытового) водоснабжения, а объективная сторона заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, во-первых, к качеству воды, или, во-вторых, к питьевому (хозяйственно-бытовому) водоснабжению. Закон № 52-ФЗ в главе 3 (часть 2 статьи 19) предусматривает, что организации, осуществляющие водоснабжение с использованием централизованных систем водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Таким образом, юридическое лицо, осуществляющее водоснабжение и обязанное выполнять санитарные правила, в частности, касающиеся поддержания систем водоснабжения в состоянии, обеспечивающем подачу качественной питьевой воды, в случае наличия возможности и непринятия мер к соблюдению указанных санитарных правил, может Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу n А29-4883/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|