Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2013 по делу n А28-7599/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 12 ноября 2013 года Дело № А28-7599/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ольковой Т.М., судей Караваевой А.В., Кононова П.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С., при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Груциновой Г.В., действующей по доверенности от 10.06.2013, от ответчика – Мамонова А.В., действующего по доверенности от 09.01.2013, Улитина И.В., действующего по доверенности от 11.01.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2013 по делу № А28-7599/2013, принятое судом в составе судьи Волковой С.С. по заявлению негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Монтессори» (ИНН: 4345004860; ОГРН: 1024301325729) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ИНН: 4345091888; ОГРН: 1044316712241) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, установил:
негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Монтессори» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.06.2013 № 689 (далее – Постановление № 689) о назначении административного наказания по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением от 26.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Управления, вывод обжалуемого решения о том, что при привлечении Учреждения к административной ответственности не исследованы все обстоятельства, которые подлежали установлению, в частности вина, и в связи с этим не доказано наличие состава вмененного правонарушения, ошибочен. Ответчик полагает, что заявитель, будучи арендатором, согласно договорным условиям обязан обеспечить надлежащее противопожарное состояние и производить за свой счет ремонт здания детского сада с разрешения арендодателя, на что указывалось в Постановлении № 689. Учреждение в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности не предприняло мер по получению такого разрешения, а его письма к арендодателю суду первой инстанции не следовало учитывать, поскольку в них не содержится просьба о разрешении на проведение капитального ремонта. Управление также опровергает вывод обжалуемого решения относительно возможности применения акта, нарушение требований которого вменено Учреждению, – Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» от 13.02.1997 № 18-7 (далее – СНиП 21-01-97). Ответчик считает, что названный акт должен соблюдаться независимо от проекта здания и года его постройки, и, помимо того, отмечает, что выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований, действовавших на момент строительства здания детского сада и ввода его в эксплуатацию. В связи с этим Управление находит Постановление № 689 законным и обоснованным. Заявитель в отзыве возражает против удовлетворения жалобы, поясняя, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности Управлением вины Учреждения в совершении вмененного правонарушения, настоящее дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы права не нарушены. В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы жалобы, представитель заявителя – доводы отзыва на жалобу. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, 10 и 18 апреля 2013 года на основании распоряжения от 05.03.2013 № 427 сотрудниками Управления – государственными инспекторами по пожарному надзору – проведена в отношении Учреждения в присутствии и.о.директора Учреждения плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании детского сада, находящегося по адресу: город Киров, улица Екатерины Кочкиной, 6 (далее – Здание; том 2, л.д. 1-2, 23-26). В ходе проверки установлено, что в Здании, построенном в 1987 году, допущены нарушения требований пожарной безопасности, что отражено в акте проверки от 18.04.2013 № 427, копия которого вручена и.о.директора Учреждения 18.04.2013 (том 2, л.д. 3-5). В частности, в Здании выявлено следующее: 1) ширина в свету эвакуационных выходов, из которых осуществляется эвакуация более 15 человек, менее 1,2 м (фактически 0,75 м), что не соответствует пункту 6.16 СНиП 21-01-97, части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункту 5.2.14 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от 25.03.2009 № СП 1.13130.2009 (далее – Закон № 123-ФЗ, Свод правил СП 1.13130.2009); 2) ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках менее 1,35 м (фактически 1,04 м), двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок и маршей, чем нарушены пункты 6.29, 6.31* СНиП 21-01-97, часть 1 статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пункт 5.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009; 3) не приведены в соответствие с требованиями нормативных документов пять наружных металлических лестниц для эвакуации со 2 этажа: металлические эвакуационные лестницы 3 типа из групп на 2 этаже установлены менее чем 1 метр от оконных проемов (по факту вплотную), глубина горизонтальных входных площадок перед наружной дверью (эвакуационным выходом) на лестницы менее 1,5 ширины полотна наружной двери, ширина проступей лестниц менее чем 0,2 м (по факту 0,14 - 0,15 м), высота ступени более 0,22 м (по факту 0,25 м), число подъемов в одномаршевых лестницах допускается более 18 (по факту от 23 до 27 подъемов), отсутствуют промежуточные площадки в прямых маршах лестницы длиной не менее 1 м, что является нарушением пунктов 6.29, 6.30*, 6.31* СНиП 21-01-97, статьи 53 и части 1 статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пунктов 4.4.2, 4.4.3, 5.2.1, 5.2.3, 5.2.6, 5.2.15, 5.2.16 Свода правил СП 1.13130.2009. С учетом выявленных нарушений сотрудник Управления – государственный инспектор по пожарному надзору, усмотрев в действиях Учреждения признаки административного правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.04.2013 № 689 и по результатам административного расследования составил протокол об административном правонарушении от 05.06.2013 № 689. Данный протокол составлен в присутствии законного представителя Учреждения (директора), копия протокола ему вручена 05.06.2013 (том 2, л.д. 6-7, 47-48). 14.06.2013 сотрудник Управления – заместитель главного государственного инспектора города Кирова по пожарному надзору, рассмотрев указанный протокол и материалы дела об административном правонарушении, вынес Постановление № 689 (том 2, л.д. 49-52). Названным постановлением Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей. Постановление принято в отсутствие законного представителя Учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов дела, копия постановления направлена заявителю почтой. Заявитель, полагая, что в его действиях ответчиком не доказаны событие и состав вмененного правонарушения, выявленные нарушения требований СНиП 21-01-97 не являются подлежащими обязательному применению в отношении Здания, обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями признать незаконным и отменить Постановление № 689 (том 1, л.д. 7-8, 35-39). Управление в отзыве возражало против удовлетворения требований Администрации, поясняя, что требования СНиП 21-01-97, нарушения которых выявлено, подлежат применению к Зданию, в том числе с учетом того, что при его строительстве также допущены нарушения действовавших на тот момент требований (том 1, л.д. 32-34). Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьями 9, 65, 71, 189, 210, 211 АПК РФ, 1.5, 1.6, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ, 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), 4, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума № 10). Оценив материалы дела, суд счел, что требования СНиП 21-01-97, нарушение которых выявлено в Здании, подлежат соблюдению только в случае капитального ремонта или эксплуатации Здания, а не в процессе его текущей эксплуатации. Суд также установил, что ответчиком в Постановлении № 689 (пункты 1 и 2) не указано место совершения вмененного правонарушения, не исследованы обстоятельства наличия либо отсутствия у заявителя реальной возможности по соблюдению требований действующего законодательства. В связи с этим суд признал, что ответчиком не доказан в деянии заявителя состав вмененного правонарушения, соответственно, Постановление № 689 является незаконным и подлежит отмене. Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ. Из статей 65, 189, частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ следует, что обратившееся в суд лицо несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов, а административный орган – бремя доказывания обстоятельств, послуживших основаниями для привлечения к административной ответственности. Арбитражный суд, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли у административного органа, принявшего оспариваемое решение, полномочия и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок и не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности. По смыслу частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела, если какое-либо из вышеназванных обстоятельств не установлено, принимает решение о признании незаконным и об отмене (изменении) оспариваемого решения, а если их совокупность подтверждается, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Апелляционный суд, оценив повторно с учетом статьи 268 АПК РФ представленные в дело доказательства, находит, что вывод обжалуемого решения о признании Постановления № 689 незаконным и подлежащим отмене является правильным, а иная позиция ответчика в жалобе – несостоятельной. Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 120-ФЗ, действующей с 17.06.2011 и на момент выявления ответчиком вмененных заявителю нарушений, установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе к эвакуационным путям и выходам. В частности, юридические лица за указанные нарушения могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности. Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению. В соответствии с преамбулой и статьей 3 Закона № 69-ФЗ основными участниками в обеспечении пожарной безопасности являются, среди прочего, организации независимо от их форм собственности, ответственность которых в указанной сфере реализуется в установленном порядке. В статье 38 Закона № 69-ФЗ в числе лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, названы собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Таким Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2013 по делу n А28-9682/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|