Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 по делу n А82-485/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии,49 www.2aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Киров 10 января 2008 года Дело № А82-485/2007-20 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Л.Н. Лобановой судей Т.В. Хоровой, Л.И. Черных при ведении протокола судебного заседания: судьей Л.Н. Лобановой
при участии в заседании: от истца (заявителя):не явился; от ответчика (должника):не явился; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Ярнефтехимстрой» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2007 года по делу № А82-485/2007-20, принятого судьей Коробовой Н.Н. по заявлению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области к Открытому акционерному обществу «Ярнефтехимстрой» о взыскании 623 064 рубля 42 копейки пени, УСТАНОВИЛ: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Открытому акционерному обществу «Ярнефтехимстрой» (далее по тесту – Общество, налогоплательщик) о взыскании 623 064 рубля 42 копеек пени по требованию № 2877 по состоянию на 16.05.2006 года. В судебном заседании суда первой инстанции налоговая инспекция уточнила заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письмом от 30.10.2007 года в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Ярославской области по делу А82-4926/2006-20, предметом которого являлась законность требования № 2877 от 16.05.2007 года, и просила взыскать с налогоплательщика 380 896 рублей 22 копейки пени, в том числе: 20 627 рублей 41 копейку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет; 290 229 рублей 32 копейки по налогу на добавленную стоимость; 5 323 рубля 79 копеек по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 14 712 рублей 69 копеек по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 49 052 рубля 63 копейки по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет; 0, 10 рублей по единому налогу на вмененный доход; 840 рублей 38 копеек по налогу на имущество организаций. Решением от 12.11.2007 года Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленные инспекцией требования и взыскал с ОАО «Ярнефтехимстрой» 380 896 рублей 22 копейки пени за просрочку уплаты указанных налогов. Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции ОАО «Ярнефтехимстрой» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы указал, что все меры по взысканию суммы авансовых платежей по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Федеральный бюджет, ФФОМС и ТФОМС за 1,2 квартал 2005 года налоговым органом не предпринимались и возможность принудительного взыскания указанных сумм налоговым органом на момент предъявления в арбитражный суд заявления о взыскании пени, утрачена. В обоснование своей позиции Общество ссылается на статьи 45,48,70 Налогового кодекса Российской Федерации и указывает, что законодательством о налогах и сборах установлен пресекательный срок на взыскание налога с юридических лиц, для определения которого следует учитывать: трехмесячный срок после наступления срока уплаты налога на направление требования об уплате налога, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срок на добровольное исполнение обязанности по уплате указанных в требовании сумм (в данном случае 10 дней по требованию № 2877 от 16.06.2006 года); шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для подачи в суд заявления о взыскании сумм налога. Считает, что иной подход позволял бы налоговым органам производить действия по взысканию недоимки без какого-либо ограничения во времени, что не соответствует требованиям закона. Указывает, что поскольку на дату вставления требования срок для бесспорного взыскания единого социального налога за 1 и 2 кварталы 2005 года налоговым органом пропущен, то утрачена и возможность для принудительного взыскания пени. ОАО «Ярнефтехимстрой» просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2007 года отменить в части и принять по делу новый судебный акт об отказе во взыскании пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в ТФОМС, ФФОМС и Федеральный бюджет за 1 и 2 квартал 2005 года, возможность для принудительного взыскания которой, налоговой инспекцией была утрачена. В обоснование своей позиции, налогоплательщик ссылается на Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2006 года № 10353/05. Налоговая инспекция отзыв на апелляционную жалобу Общества не представила. Налогоплательщик и налоговый орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили. ОАО «Ярнефтехимстрой» представило ходатайство от 09.01.2008 года о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее. Налоговым органом в адрес ОАО «Ярнефтехимстрой» было выставлено требование об уплате налога № 2877 по состоянию на 16.05.2006 года. Указанным требованием налогоплательщику было предложено в срок до 26.05.2006 года погасить недоимку по налогам в сумме 1 176 888 рублей и 623 064 рубля 42 копейки пеней, начисленных за период с 01.04.2006 года по 01.05.2006 года, в том числе пени по единому социальному налогу, зачисляемому: в ФФОМС в сумме 8 053 руля 01 копейка; в ТФОМС в суме 35 051 рублей 79 копеек; в Федеральный бюджет в сумме 131 613 рублей 46 копеек. В связи с тем, что вышеуказанные суммы пеней в установленный по требованию срок ОАО «Ярнефтехимстрой» уплачены не были, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с налогоплательщика 623 064 рублей 42 копеек пеней по налогам. Решением от 12.11.2007 года Арбитражного суда Ярославской области с ОАО «Ярнефтехимстрой» в доходы соответствующих были взысканы 20 627 рублей 41 копейка пени по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет; 290 339 рублей 32 копейки пени по налогу на добавленную стоимость; 5 323 рубля 79 копеек пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 14 712 рублей 69 копеек пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 0,10 рублей пени по единому налогу на вмененный доход; 840 рублей 38 копеек пени по налогу на имущество; 49 052 рубля 63 копейки пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, а всего в сумме 380 896 рублей 22 копейки. В остальной части заявленных инспекцией требований, суд первой инстанции прекратил производство по делу. Принимая указанное решение, арбитражный суд первой инстанции учел, что правомерность обязания Общества уплатить пени, указанные в требовании № 2877 по состоянию на 16.05.2006 года устанавливалась Арбитражным судом Ярославской области по делу № А82-4926/206-20 при рассмотрении заявления ОАО «Ярнефтехимстрой» о признании недействительным требования № 2877 от 16.05.2006 года. В том числе судом проверялось принятие в установленные сроки мер по принудительному недоимки по единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций; судом был определен размер пеней, взыскание которых по требованию № 2877 от 16.05.2006 года следует признать правомерным. Рассмотрев апелляционную жалобу ОАО «Ярнефтехимстрой», Второй арбитражный апелляционный суд не нашел основания для отмены принятого арбитражным судом первой инстанции судебного акта в связи со следующим. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Следовательно, сроки для принудительного взыскания пеней по требованию № 2877 от 16.05.2006 года следует исчислять в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 года № 137-ФЗ. В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.01.2007 года, (далее по тексту - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Кодекса). В пунктах 1 - 3 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Согласно пункту 7 названной статьи при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса. При этом статья 47 Кодекса, предусматривающая возможность обращения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, не устанавливает для принятия налоговым органом данного решения какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного в пункте 3 статьи 46 Кодекса. Взыскание сумм обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, производится в срок, установленный в статье 48 Кодекса. Заявление может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Положения названных норм применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения (статья 70 Кодекса). Судом апелляционной инстанции проверено и установлено, с учетом положений части 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании пеней по требованию № 2877 от 16.05.2006 года в судебном порядке (направила заявление по почте) в установленный законодательством о налогах и сборах срок для обращения с данным заявлением -26.01.2007 года. Кроме того, Арбитражный суд Ярославской области правомерно при рассмотрении заявления инспекции о взыскании с Общества пени по требованию от 16.05.2007 года, учел обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела № А82-4926/2006-20 по заявлению ОАО «Ярнефтехимстрой» к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области о признании недействительным требования налогового органа № 2877 от 16.05.2006 года. Как следует из решения Арбитражного суда Ярославской области по делу А82-4926/2006-20 от 30.03.2007 года, суд, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, проверив доводы представителей Общества и налоговой инспекции, пришел к выводу, что из сумм недоимки по налогам, на которые были начислены пени, подлежат исключению суммы, меры по взысканию которых не были приняты налоговым органом в установленные сроки, кроме того, суммы уплаченных налогов подлежат определению в соответствии с указанным налогоплательщиком назначением платежей. Налоговым органом произведен перерасчет пеней по требованию от 16.05.2006 года № 2877, Общество признало наличие задолженности по пеням в установленном по результатам сверки расчетов размере. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 по делу n А82-3426/2007. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|