Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.11.2013 по делу n А29-3732/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 05 ноября 2013 года Дело № А29-3732/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ольковой Т.М., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С., при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Симанченковой С.М., действующей по доверенности от 16.08.2013, от ответчика – Байбородова Ю.А., действующего по доверенности от 12.07.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Коми «Санаторий-профилакторий «Заполярье» на определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.09.2013 по делу № А29-3732/2013, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В., по заявлению Государственного автономного учреждения Республики Коми «Санаторий-профилакторий «Заполярье» (ИНН: 1103041346; ОГРН: 1021100810213) к Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103007049; ОГРН: 1121103001580) о признании недействительными акта и представления, установил:
муниципальное автономное учреждение Республики Коми «Санаторий-профилакторий «Заполярье», впоследствии переименованное в государственное автономное учреждение Республики Коми «Санаторий-профилакторий «Заполярье» (далее – заявитель, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – ответчик, Контрольно-счетная комиссия) о признании недействительными акта проверки финансово-хозяйственной деятельности от 26.02.2013 и представления, направленного письмом от 20.03.2013 № 58 (далее – Акт от 26.02.2013, Представление от 20.03.2013). Определением от 02.09.2013 производство по делу прекращено. Заявитель, не согласившись с принятым определением в части прекращения производства по делу, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в этой части данное определение отменить и направить вопрос о признании недействительными Акта от 26.02.2013 и Представления от 20.03.2013 на новое рассмотрение. По мнению Учреждения, вывод суда первой инстанции о том, что Представление от 20.03.2013 не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не соответствует обстоятельствам дела и нормам права. Заявитель полагает, что представление, исходящее от ответчика, является ненормативным правовым актом и может быть оспорено в арбитражном суде, поскольку организация, получившая такое представление, обязана принять соответствующие меры и сообщить об этом в Контрольно-счетную комиссию. Кроме того, Представление от 20.03.2013 повлекло правовые последствия, так как по результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной комиссией, главному врачу Учреждения объявлен выговор. В обоснование заявитель ссылается на статью 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункт 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Закон о контрольно-счетных органах, Постановление Пленума ВАС РФ № 10). В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, уточнил, что Акт проверки от 26.02.2013 также считает подлежащим оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ. Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, мотивируя тем, что с учетом документов, регламентирующих деятельность Контрольно-счетной комиссии, и фактических обстоятельств спорной ситуации оспариваемые акты носят информационное значение, не повлекли для Учреждения неблагоприятных последствий. Законность определения Арбитражного Суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ. Как видно из материалов дела, 01.10.2012 Контрольно-счетная комиссия зарегистрирована в качестве юридического лица (том 2, л.д. 23). В период с 21.01.2013 по 15.02.2013 сотрудниками (аудиторами) Контрольно-счетной комиссии осуществлено в отношении Учреждения контрольное мероприятие – анализ финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. Проверка проведена на основании плана работы на 2013 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной комиссии от 25.12.23012 № 23, приказа председателя Контрольно-счетной комиссии от 15.01.2013 № 4, уведомления от 16.01.2013 № 4 (том 2, л.д. 68-74, 78-80). По результатам проверки Контрольно-счетной комиссией составлены Акт от 26.02.2013, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, и Представление от 20.03.2013, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 25.04.2013 (том 2, л.д. 81-132). Учреждение, не согласившись с Актом от 26.02.2013 и Представлением от 20.03.2013, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании указанных актов недействительными (том 1, л.д. 7-16). В обоснование Учреждение привело свои возражения против выявленных нарушений, а также пояснило, что Акт от 26.02.2013 и Представление от 20.03.2013 могут быть оспорены в арбитражном суде, в том числе ввиду того, что по результатам проверки главный врач привлечен к дисциплинарной ответственности (том 1, л.д. 7-16, 72). Контрольно-счетная комиссия в отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе поясняла, что проверка проводилась с целью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность учреждения и посредством представления предложить устранить выявленные недостатки, ее результаты не могут быть оспорены в арбитражном суде (том 2, л.д. 1-21). Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, руководствовался положениями статей 29, 150, 198 АПК РФ, статей 9, 10, 16 Закона о Контрольно-счетных органах и признал, что Акт от 26.02.2013 и Представление от 20.03.2013 не обладают признаками ненормативных правовых актов, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы жалобы, заслушав представителей сторон, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. В части 1 статьи 4 АПК РФ закреплено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. При этом, как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 409-О, право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, поскольку они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. В силу положений статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 29 АПК РФ один из способов защиты прав и законных интересов организаций в сфере экономической деятельности – это оспаривание актов органов местного самоуправления, осуществляемое в порядке административного судопроизводства, то есть в порядке главы 24 АПК РФ. По смыслу части 1 статьи 197, части 1 статьи 199 АПК РФ предметом спора по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, может быть требование о признании недействительным ненормативного правового акта. Под ненормативным правовым актом понимается документ, исходящий от уполномоченного органа или должностного лица, содержащий обязательные для исполнения властно-распорядительные предписания, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретного лица. Из положений статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, если не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и содержит предписания, нарушающие права и законные интересы заявителя, влекущие для него неблагоприятные последствия. Доказывание фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя, а доказывание законности и обоснованности оспариваемого акта – на ответчика. Таким образом, заявитель, обращаясь с требованием о признании какого-либо документа недействительным ненормативным правовым актом, должен обосновать такое требование, указав обстоятельства, свидетельствующие о каком-либо ограничении, изменении или прекращении его конкретных прав и законных интересов либо о наступлении иных неблагоприятных последствий в результате издания оспариваемого акта. В настоящем деле заявитель оспаривал Акт от 26.02.2013 и Представление от 20.03.2013, выданные ему ответчиком, полагая, что они являются ненормативными правовыми актами, повлекшими для него неблагоприятные последствия. Апелляционный суд считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что указанные документы не обладают признаками ненормативных правовых актов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, исходя из следующего. В соответствии со статьями 34 и 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 3 Закона о контрольно-счетных органах в структуре органов местного самоуправления имеется контрольно-счетный орган (далее – КСО), образуемый представительным органом муниципального образования и являющийся постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Согласно положениям статей 9, 10, 16 Закона о контрольно-счетных органах КСО осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль в отношении муниципальных учреждений соответствующего муниципального образования в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. В полномочия КСО входит подготовка информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования. При этом КСО составляет при проведении контрольного мероприятия акт, который доводит до сведения руководителей проверяемых организаций, а на основании акта – отчет. По результатам проведения контрольных мероприятий КСО вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также направляет предписание. Представление выносится для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме КСО о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. Предписание направляется в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами КСО контрольных мероприятий. Предписание должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания КСО влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации. В статьях 1, 10, 11, 18 Положения о Контрольно-счетной комиссии, утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 17.12.2012 № 210 (далее – Положение № 210) и регламентирующего правовое положение непосредственно ответчика, воспроизведены нормы, аналогичные вышеприведенным нормам Закона о контрольно-счетных органах. Помимо того, в статье 14 Положения № 210 отражено, что порядок проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий определяется Регламентом Контрольно-счетной комиссии. Из представленного в дело Регламента Контрольно-счетной комиссии, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной комиссии от 01.10.2012 № 5 (статьи 24, 28, 30; том 2, л.д. 41-67), усматривается, что по результатам проведенных контрольных мероприятий составляются акт и отчет, в которых излагаются выявленные нарушения. Также проверяемым организациям могут быть выданы представления, содержащие предложения по устранению выявленных нарушений, и предписания, содержащие обязательные для исполнения требования по устранению выявленных нарушений. Изложенное позволяет сделать вывод, что акт КСО является документом информационного характера, фиксирующим выявленные в ходе проверки нарушения в деятельности проверяемой организации, а представление КСО – документом рекомендательного характера, направленным на устранение выявленных нарушений проверяемой организацией в добровольном порядке. При этом, как верно отражено в обжалуемом судебном акте, ни один из оспариваемых документов, составленных ответчиком, не содержит для заявителя обязательных указаний и не порождает правовых последствий. Следовательно, Акт от 26.02.2013 и Представление от 20.03.2013, изданные Контрольно-счетной комиссией, не обладают такими существенными признаками, позволяющими обжаловать их в порядке главы 24 АПК РФ, как наличие обязательных властно-распорядительные предписаний, неисполнение которых влечет для Учреждения неблагоприятные последствия. Иная позиция заявителя в жалобе бездоказательна. Аргумент о том, что организация, получившая представление Контрольно-счетной комиссии, обязана принять соответствующие меры и сообщить об этом в Контрольно-счетную комиссию, отклоняется как основанный на неверном толковании правовых актов, действовавших на момент выдачи Акта от 26.02.2013 и Представления от 20.03.2013. Ссылка на пункт 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 несостоятельна. В данном пункте содержатся разъяснения о возможности оспаривания в порядке главы 24 АПК РФ не каждого документа, именуемого Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.11.2013 по делу n А28-9082/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|