Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2013 по делу n А29-2900/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

21 октября 2013 года

Дело № А29-2900/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года. 

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малых Е.Г.,

судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей истца Жданова С.М., действующего на основании доверенности от 19.11.2012, Щеголева В.В., действующего на основании доверенности от 19.01.2013

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водный Мир"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 по делу № А29-2900/2013, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью "Водный Мир" (ОГРН 1025400528559, ИНН 5410136131; г. Новосибирск, проспект Дзержинского, д.87)

к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1091103000010, ИНН 1103043696; Республика Коми, г. Воркута, пл. Центральная, д.7)

с участием в деле третьих лиц: администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1021100807716, ИНН 1103023523; Республика Коми, г. Воркута, пл. Центральная, д.7), общество с ограниченной ответственностью "ОСБ-Стройинвест" (ОГРН 1067847151569, ИНН 7839328268; Санкт-Петербург г, Измайловский проспект, 16, лит. А, 2Н)

о внесении изменений в муниципальный контракт и применении последствий недействительности сделки,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Водный Мир" (далее – ООО "Водный Мир", Общество, истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее – УГХиБ АМО ГО "Воркута", Управление, ответчик) о внесении изменений в пункт 5.2. муниципального контракта от 12.07.2011 № 26 и признании недействительным пункта 15.6. данного контракта.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО "Водный Мир" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно. Заявитель считает пункт 5.2. муниципального контракта от 12.07.2011 № 26 подлежащим изменению, а пункт 15.6 этого контракта ничтожным, поскольку в ходе выполнения работ выяснилось, что в городе Воркуте и близлежащих городах отсутствуют строительная индустрия, строительная техника, производственные мощности и контингент трудящихся строительных организаций. Заявитель полагает, что ответчику на момент заключения контракта было известно о вышеозначенных обстоятельствах, которые являются существенными для контракта. Также в ходе производства работ выявилась необходимость проведения дополнительных работ, соответственно, нарушение сроков выполнения работ со стороны истца произошло по вине ответчика, а также вследствие не зависящих от истца причин. Считает данную сделку в части установления срока окончания работ совершенной под влиянием заблуждения, просит признать эту часть недействительной. Кроме того, указывает, что п. 15.6. контракта является злоупотреблением правом со стороны ответчика и является второй мерой ответственности наряду с неустойкой, предусмотренной главой 12 контракта. Заявитель считает данный муниципальный контракт договором присоединения, поскольку он не имел возможности влиять на условия заключаемого контракта.

УГХиБ АМО ГО "Воркута" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Администрация МО ГО "Воркута" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 по делу № А29-2900/2013 оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Общество с ограниченной ответственностью "ОСБ-Стройинвест" отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представители истца поддерживали доводы апелляционной жалобы.

Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 12.07.2011 между Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (Муниципальный заказчик) и ООО "Водный Мир" (Генподрядчик) на основании проведенного 14.06.2011 открытого аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт № 26 (далее – контракт) (Т.1, л.д.10-13).

Предметом контракта является выполнение Генподрядчиком по поручению Муниципального заказчика работ по организации строительства объекта "Спортивный комплекс с бассейном в г. Воркута" (далее – Объект) в соответствии с частью 1 Технического задания (пункт 1.1. контракта).

29.07.2011 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к контракту, в котором подпункт 1.2. пункта 1 принят в следующей редакции: "Выполнение функций Заказчика-застройщика по настоящему муниципальному контракту осуществляет Государственное учреждение Республики Коми "Коми Республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми" согласно контракту, заключенному с Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (Т.1, л.д.107).

Источником финансирования работ являются средства местного бюджета МО ГО "Воркута", субсидии республиканского бюджета Республики Коми местному бюджету МО ГО "Воркута" на строительство и реконструкцию спортивных объектов, субсидии федерального бюджета Российской Федерации (пункт 1.3. контракта).

Цена муниципального контракта составляет в текущих ценах 283 777 360,00 руб., с учетом всех расходов Генподрядчика, связанных с исполнением муниципального контракта, в том числе расходов на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (пункт 2.1. контракта). Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (пункт 2.2. контракта). Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объемов работ и иных условий исполнения муниципального контракта (пункт 2.3. контракта).

В соответствии с пунктом 3.1. контракта генподрядчик обязан выполнить на условиях контракта в установленные контрактом сроки комплекс работ и сдать Муниципальному заказчику по акту приемки завершенного строительством объекта (формы КС-11, КС-14).

В соответствии с пунктом 3.4. контракта Генподрядчик обязан поставить на строительную площадку необходимые материалы, оборудование, комплектующие изделия, конструкции, системы, строительную технику.

Пунктами 3.10.-3.12. контракта предусмотрена приемка выполненных генподрядчиком работ на объекте заказчика за отчетные периоды по актам формы КС-2 и оформление справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Генподрядчик обязан предоставить Муниципальному заказчику График производства работ на объекте (пункт 3.18. контракта).

Муниципальный заказчик обязан передать Генподрядчику в течение 5 рабочих дней с даты подписания контракта строительную площадку, пригодную для производства работ (пункт 4.1. контракта), оформить в установленном порядке и передать Генподрядчику разрешение на производство работ (пункт 4.2. контракта), произвести оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном разделом 6 контракта (пункт 4.4. контракта), утвердить представленный Генподрядчиком график производства работ (пункт 4.6. контракта), передать Генподрядчику проектно-сметную документацию, имеющую положительное заключение Государственной вневедомственной экспертизы проекта (пункт 4.7.7. контракта), принимать выполненные Генподрядчиком работы (пункт 4.7.3. контракта), контролировать выполнение Генподрядчиком графика производства работ (пункт 4.7.4. контракта).

Пунктами 5.1., 5.2. контракта установлен срок выполнения работ: с момента подписания сторонами контракта до 25 декабря 2012 года.

Пунктом 15.6. контракта определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Муниципальный заказчик имеет право требовать уплаты денежной суммы по предоставленному Генподрядчиком обеспечению исполнения обязательств по контракту в пределах цены работ, которые не были выполнены, были выполнены ненадлежащего качества, или в которых не были устранены недостатки в согласованные с Муниципальным заказчиком сроки. Требования Муниципального заказчика удовлетворяются без обращения в суд.

05.04.2012 между УГХиБ АМО ГО "Воркута", ООО "Водный Мир" и обществом с ограниченной ответственностью "ОСБ-Стройинвест" (далее – Поручитель, ООО "ОСБ-Стройинвест") заключен договор поручительства № 2328/3 (далее – договор), предметом которого является обязанность Поручителя отвечать перед Муниципальным заказчиком за исполнение Генподрядчиком обязательств по муниципальному контракту (пункт 1.1. договора). Пунктом 1.4. договора определен размер обеспечения исполнения контракта, в пределах которого Поручитель отвечает за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение Генподрядчиком его обязательств по контракту, который составляет 85 133 208,00 руб. (30 % начальной цены контракта).

Полагая, что ответчик включил в муниципальный контракт условия, касающиеся сроков производства работ, не основанные на реальных возможностях и обстоятельствах, и расценивая данный факт и положения пункта 15.6. контракта как злоупотребление правом со стороны ответчика, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 исходя из нижеследующего.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договора.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421, 422 ГК РФ).

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 ГК РФ).

Статьей 450 ГК РФ определено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором; по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ определено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В силу статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.

В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2013 по делу n А28-7281/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также