Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А82-5412/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

24 сентября 2008 года                                                        Дело № А82-5412/2008-31

Второй  арбитражный  апелляционный  суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.

судей  Караваевой А.В., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Буториной Г.Г.,

при участии в заседании представителя заявителя Журавлева С.П. по доверенности от 23.01.2008 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория»

                                                    

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2008 г. по делу               № А82-5412/2008-31, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

по заявлению открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Открытое  акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория» в лице Ярославского филиала (далее - заявитель, Общество, ОАО «ГСК «Югория», страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Ярославское УФАС России, Антимонопольное управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2008 г. № 2164/03-03 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – постановление от 24.06.2008 г. № 2164/03-03).

Решением суда первой инстанции от 17.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «ГСК «Югория» обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, постановление от 24.06.2008 г. № 2164/03-03 отменить и признать, что  Общество не нарушило часть 4 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, что выразилось в неприменении статей 971, 990, 1005, 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В отзыве на апелляционную жалобу Ярославское УФАС России считает, что решение арбитражного суда первой инстанции должно остаться без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Ответчик явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство о рассмотрении дела без его участия не направил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Антимонопольного управления.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя ОАО «ГСК «Югория», исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела видно, что ОАО «ГСК «Югория» и Открытое  акционерное общество «АБ «Пушкино» (далее – ОАО «АБ «Пушкино», банк) 13.03.2008 г. заключили агентский договор №13/ЮЛ-40/8  (далее – агентский договор).

Уведомление о заключении агентского договора ОАО «ГСК «Югория» представило в Антимонопольное управление 02.04.2008 г.

07.05.2008 г. специалист отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России, установив в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8. КоАП РФ, составил протокол об административном правонарушении № 03-30/06-08.

24.06.2008 г. руководителем Ярославского УФАС России вынесено постановление № 03-30/06-08 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 19.8. КоАП РФ и назначении ему наказания  в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 24.06.2008 г. № 2164/03-03, страховая компания обжаловала его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях ОАО «ГСК «Югория» состава вменяемого административного правонарушения, требования заявителя оставил без удовлетворения.

Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 19.8. КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу пунктов 9, 12 статьи 35 Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, за исключением: соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.

Согласно определениям, данным в статье 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 г. № 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля», пунктом 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2007 № ИА/26443 «О порядке рассмотрения соглашений» (далее – Письмо о рассмотрении соглашений) совокупная доля для целей применения части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции рассчитывается только для финансовых организаций, действующих на одном товарном рынке, то есть при заключении соглашений, например, между страховыми организациями. О соглашениях, заключенных между финансовыми организациями, действующими на различных товарных рынках, федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен независимо от их доли на товарном рынке (с учетом исключений, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 2 Письма о рассмотрении соглашений разъяснено, что соглашением о предоставлении финансовых услуг является соглашение, в соответствии с которым   финансовые услуги предоставляются непосредственно контрагенту финансовой организации по данному соглашению либо о предоставлении ей финансовых услуг другой финансовой организацией, а также соглашения, заключенные в реализацию таких договоров (например, договоры залога или поручительства по кредиту, договоры о конфиденциальности).

Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2001 № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность», пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», пункту 3 Письма о рассмотрении соглашений обычной хозяйственной деятельностью принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок. К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).

Для финансовой организации под договорами, заключенными в процессе обычной хозяйственной деятельности, следует понимать договоры по обеспечению хозяйственных нужд финансовой организации. К ним, в частности, относятся: договоры по размещению рекламы рекламным агентством, по подбору кадров, аренды или субаренды недвижимого имущества, поставки электроэнергии, установки пожарной сигнализации, купли-продажи оргтехники, подряда или договоры об оказании услуг по ремонту техники; договоры с разработчиками программных продуктов и информационных систем, консультантами по сопровождению программных продуктов; договоры кредитных организаций с коллекторскими агентствами; договоры с международными платежными системами, направленные на предоставление банку права эмиссии и обслуживания банковских карт; договоры купли-продажи, мены, залога векселя банка; первичная выдача векселя, уступка прав требований; для страховщика: агентские договоры со страховым агентом, заключенные им как принципалом. При этом к обычной хозяйственной деятельности финансовой организации не относятся: договоры хозяйствующих субъектов об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с финансовой организацией; договоры торговых организаций с финансовыми организациями об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с кредитной организацией;  договоры финансовых организаций о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами в целях развития клиентской базы.

Материалы дела свидетельствуют, что договор агентирования заключен между двумя финансовыми организациями: ОАО «АБ «Пушкино» (агент) и  ОАО «ГСК «Югория» (принципал), действующими  на разных товарных рынках - рынке страхования и рынке кредитования.

В силу статей 2, 4.1., 8, 8.1. Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховом деле) Общество не является участником рынка страхования.

По условиям данного договора ОАО «ГСК «Югория» поручает, а  ОАО «АБ «Пушкино» обязуется рекомендовать страховую компанию своим потенциальным клиентам в качестве страховщика для страхования имущества, передаваемого в залог банку в обеспечение исполнения обязательств по кредитным договорам, информировать клиентов об условиях страхования, действующих у страховой компании, направлять клиентов в офис Общества. О выполненной работе  сторонами составляется акт,  на основании которого ОАО «ГСК «Югория»  выплачивает ОАО «Пушкино» вознаграждение.

Указанное соглашение заключено  Обществом за пределами потребностей в обеспечении вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности, и не является договором о предоставлении финансовых услуг, поскольку в данном случае финансовая услуга будет оказана страховой компанией в будущем (по договору страхования), в то время как банком оказывается лишь посредническая услуга агентирования.

Таким образом, заявитель должен был  в установленные сроки уведомить антимонопольный орган о совершении рассматриваемой сделки.

Уведомление об агентском договоре, заключенном 13.03.2008 г.,  получено Ярославским УФАС России 02.04.2008 г.

Следовательно, страховая компания нарушила обязанность уведомить антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме в течение пятнадцати дней с даты его достижения, предусмотренную частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8. КоАП РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А31-333/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также