Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А82-3810/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции 27 августа 2008 года Дело № А82- 3810/2008-29Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Перминовой Г.Г. судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Перминовой Г.Г., при отсутствии в заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Переславская неделя" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.08г. по делу № А82-3810/2008-29, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В., по заявлению Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Переславская неделя" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.04.2008г. № 04-04/19А-08 , установил: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Переславская неделя" (далее – заявитель, АНО «Редакция газеты «Переславская неделя») обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.04.2008г. № 04-04/19А-08, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Решением суда первой инстанции от 30.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением по делу, АНО «Редакция газеты «Переславская неделя» обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и обжалуемое постановление признать незаконными и отменить. По мнению заявителя жалобы, информация, размещенная на странице 10 газеты «Переславская неделя», не является рекламой медицинских услуг, а направлена на привлечение внимания к организации, оказывающей услуги в области медицины. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что статья 16 Федерального Закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. содержит обязательное условие о наличии пометки «реклама» или «на правах рекламы». Исходя из содержания понятия «пометка» следует, что пометкой признается надпись, запись, знак, отмечающий что-нибудь. Заявитель считает, что судом не принят во внимание тот факт, что необходимый «знак» присутствовал в тексте информации, изложенной на страницах номера 9 газеты. Антимонопольный орган в отзыве на жалобу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит рассмотреть дело без участия своего представителя. Заявитель и ответчик в судебное заседание апелляционного суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области по данному делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в марте 2008г. Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе, по результатам которой было обнаружено, что в номере 11 газеты «Переславская неделя» от 12.03.2008 на странице 10 размещена информация следующего содержания: «Организм человека – самовосстанавливающаяся система. Наши специалисты возвращают организму утраченную способность к самовосстановлению, не применяя химические препараты. Центр восточной медицины «Здоровье». Традиционная китайская медицина. Древнейшие приемы оздоровления. Врачи из Китая. Возможны услуги на дому. Лицензия МЗ РФ №76-01-000103. 3-14-94. 8 (960) 5406348. ул. Советская,16. Работаем с 9 до 18 час. Без выходных и праздничных дней. Звонки принимаются и в нерабочее время. Лечение сложных заболеваний. Избавление от табакокурения и алкогольной зависимости без кодирования». В том же номере газеты на 13 странице опубликован материал следующего содержания: «Все для ребенка. Детям нужна удобная мебель. В торговом центре «Народная мебель» представлены образцы ведущих российских производителей, а консультанты всегда готовы помочь разобраться в многообразии продукции… Путешествие в «маленькую страну», … магазин, в котором ребята чувствуют себя как дома и ни в какую не желают уходить… Покупая игрушку своему ребенку, вы помогаете детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». На странице 18 того же номера размещен материал «СКЭНАР-ЦЕНТР»: «Тестирование всего организма»; на странице 22 размещена информация следующего содержания: «Продажа Покупка Мена Регистрация Недвижимости. Окажем квалифицированные услуги по оформлению Ваших прав на недвижимость… Агентство недвижимости «Твой остров» участник Ярославской гильдии Профессиональных риэлторов (ЯРГПР). Сделай ставку на качество услуг и опыт наших специалистов». В рассматриваемой рекламе на странице 10 не содержится предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг (методов лечения), а также отсутствует указание о необходимости получения консультации специалистов; на страницах 13, 18, 22 рекламная информация размещается без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». По факту распространения указанной рекламы в отношении АНО «Редакция газеты «Переславская неделя» постановлением прокурора от 04.04.2008 (л.д.44) возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление направлено в УФАС для рассмотрения. По итогам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя Ярославского УФАС России Балабаевым С.А. вынесено постановление от 28.04.2008г. № 04-04/19А-08 (л.д.37) о привлечении АНО «Редакция газеты «Переславская неделя» к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. АНО «Редакция газеты «Переславская неделя» не согласилась с принятым постановлением и оспорила его в Арбитражный суд Ярославской области. Руководствуясь статьями 3, 16, 24, 38 Федерального Закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее Закон № 38-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. Согласно статье 3 Закона № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Согласно пункту 7 статьи 24 Закона № 38-ФЗ реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов. На основании статьи 16 Закона № 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Нарушение перечисленных требований закона при размещении рекламы, исходя из положений статьи 3 Закона № 38-ФЗ, является ненадлежащей рекламой. Информация, напечатанная на страницах газеты «Переславская неделя», обладает всеми признаками рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц (газета находится в свободной продаже на территории Ярославской области) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, она является рекламой. Учитывая, что в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации от 28.06.2000г. ПИ № 5-0078 (л.д.10) газета «Переславская неделя» зарегистрирована как печатное издание, не специализирующееся на сообщениях рекламного характера, то согласно требованиям статьи 16 Закона № 38-ФЗ, реклама должна сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Такой пометкой вышеперечисленная реклама не сопровождалась. Кроме того, в нарушении пункта 7 статьи 24 Закона № 38-ФЗ в рекламе на странице 10 газеты отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг (методов лечения). Указание о необходимости получения консультации специалистов также отсутствует. Следовательно, реклама распространена заявителем с нарушением требований статьи 16 и пункта 7 статьи 24 Закона № 38-ФЗ. Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена статьей 14.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд апелляционной инстанции считает, что у заявителя имелась возможность не нарушать законодательство о рекламе, однако он не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях АНО «Редакция газеты «Переславская неделя» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ. Событие правонарушения и вина правонарушителя установлены, в связи с чем, антимонопольным органом заявитель правомерно привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Доводы заявителя жалобы о том, что информация, размещенная на странице 10 газеты, не является рекламой медицинских услуг, а направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации, оказывающей услуги в области медицины, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку данная информация направлена на привлечение внимания именно к медицинским услугам, в том числе, лечению сложных заболеваний, избавлению от табакокурения и алкогольной зависимости, древнейшим приемам оздоровления традиционной китайской медицины. Международный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма. Постановлением Госстандарта России от 12 марта 1996 г. № 164 ГОСТ 30335-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50546-94 на территории Российской Федерации. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур, услуги, оказываемые наркологическим больным. Из текста информации на странице 10 газеты следует, что объектом рекламирования являются медицинские услуги: лечение сложных заболеваний, избавление от табакокурения и алкогольной зависимости без кодировки. Алкогольная зависимость – это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующимся влечением к ним, приводящие к психическим и физическим расстройствам и нарушающие социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием. Информация, размещенная на странице 10 газеты, имеет своей целью привлечь внимание, сформировать и поддержать интерес именно к перечисленным медицинским услугам, к лечению сложных заболеваний, способам избавления от алкогольной зависимости (без кодировки), способствует тому, чтобы потребитель воспользовался данными услугами. Указание в тексте рекламы об имеющейся у рекламодателя лицензии не свидетельствует о том, что объектом рекламирования является исключительно организация, оказывающая медицинские услуги. Таким образом, данная информация обладает признаками рекламы, определенными в статье 3 Закона № 38-ФЗ, является рекламой медицинских услуг, в силу чего должна соответствовать требованиям, предъявляемым законом к рекламе медицинских услуг. Доводы заявителя жалобы о том, что необходимый по смыслу статьи 16 Закона № 38-ФЗ знак (пометка) присутствовал на странице 9 газеты, апелляционным судом рассмотрены и отклоняются, исходя из следующего. Из текста статьи 16 Закона № 38-ФЗ следует, что текст рекламной информации должен сопровождаться именно пометкой «реклама» или «на правах рекламы», а не каким-либо иным знаком. При этом, данной пометкой должен сопровождаться сам рекламный материал. Оповещение читателя нерекламной печатной продукции о рекламном характере Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А82-2414/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|